Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Жестокая борьба ( журнал "Эксперт online", 25 марта 2008 )

Жестокая борьба ( журнал "Эксперт online", 25 марта 2008 )

Сегодня в ходе расширенного заседания коллегии Минэкономразвития РФ разгорелся новый этап дискуссии между МЭРТом и Минфином. Алексей Кудрин в очередной раз выступил против быстрого и радикального снижения НДС, МЭРТ — за. Снижение НДС облегчит налоговое бремя бизнеса, станет стимулом выйти из тени и инвестировать в инновационное производство. Однако в федеральном бюджете образуется довольно большая дыра. А это скажется на пенсиях будущих пенсионеров.

Екатерина Шохина, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Украина», «Вещь»

Глава Минфина Алексей Кудрин сообщил, что снижение уровня налога на добавленную стоимость может произойти не раньше 2010—2011 года, и оно не должно быть радикальным. И вообще, будет ли снижен НДС – это еще вопрос. В беседе с журналистами Кудрин пояснил, что решение о возможности снижения НДС будет принято после глубокого анализа. «Это (снижение) возможно, но после глубокого анализа, который покажет, есть эта возможность или нет», — подчеркнул он, добавив, что решение вопроса по НДС будет «инкорпорировано в трехлетку с 2009−го по 2012 год».

Доводов за такое осторожное решение у первого вице-премьера предостаточно. (Он бы хотел и вовсе оставить все как есть, но президент Владимир Путин на заседании Госсовета [1] 8 февраля 2008 года в рамках Стратегии развития России до 2020 года пообещал бизнесу введение «единой и максимально низкой ставки НДС»).

Выпадающие доходы от резкого снижения ставки НДС до 12—13% составят 2% ВВП в год, что соответствует содержанию всей национальной обороны, сообщил вице-премьер. И пострадают от этого прежде всего пенсионеры. Глава Минфина подчеркнул, что сейчас коэффициент замещения зарплаты средней пенсией составляет 26%. «Это не нормальная, не цивилизованная ситуация для страны, а значит, в ближайшие годы мы должны перейти к обновленной пенсионной системе, поддерживая уровень средней пенсии в размере не менее 40% от уровня средней зарплаты», — отметил Кудрин.

Однако даже для сохранения нынешнего уровня коэффициента замещения в 26% дополнительные расходы на эти цели должны составить еще 2% ВВП к 2014 году и 3—4% ВВП — к 2020 году. Если же уровень коэффициента замещения будет еще выше, то и объем необходимых расходов увеличится, сказал он.

При этом Кудрин напомнил, что размер нефтегазового трансферта снизится с 5,5% ВВП в текущем году до 3,7% ВВП в 2011 году. «Этого нам не избежать», — сказал он.

При этом после 2014 года нефтегазовый трансферт будет еще меньше. Таким образом, начнется потребление уже имеющихся сбережений и, возможно, возникнет некий дефицит. При этом дефиците было бы нелогично еще и доходы за счет сокращения налогов уменьшать. Такова логика министра финансов.

Кудрин не преминул привести в пример и зарубежный опыт. Он заявил, что за период с 1990−го по 2007 год количество стран, применяющих НДС, выросло с 48 до 120, и только 5 стран перешли на налог с продаж, из которых три страны, «разочаровавшись в налоге с продаж, вернулись обратно к НДС». Министр финансов отметил, что мировая тенденция заключается в снижении налога на прибыль, так как его трудно собирать из-за развития транснациональных компаний, «а тенденция по НДС, наоборот, направлена вверх».

Он сообщил, что налог с продаж, который собирается в США, дает лишь 2,2% ВВП, а НДС в России — 6,3% ВВП. «Поэтому не можем взять и заменить НДС на налог с продаж», — сказал он. При этом министр отметил, что в США высоки другие налоги, например прогрессивный подоходный налог.

Позиция МЭРТа же прямо противоположная. НДС должен быть снижен как можно быстрее, и не на 1—2%, а на 5—6%. Глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина отметила, что незначительное снижение НДС на 1—2% не даст необходимого стимула для бизнеса выходить из тени и инвестировать в инновационное производство. Согласно подсчетам экспертов [2], привлеченных министерством, снижение НДС до 12% даст прирост ВВП на 0,6–0,7 процентного пункта как за счет стимулирования роста экономики, так и за счет снижения объемов махинаций с возвратом НДС.

Кроме того, снижение ставки НДС поможет исправить существующую абсурдную ситуацию, когда из-за длительной процедуры возмещения НДС предприятия фактически кредитуют государство, а сами, испытывая недостаток в оборотных средствах, зачастую бывают вынуждены привлекать займы под высокие проценты. Наконец, сократится объем «серого» импорта, поскольку предлагаемая ставка налога в 12% сопоставима со стоимостью «серых» схем — 8–11%.

Предприниматели с такой оценкой согласны. Так, глава РСПП Александр Шохин считает, что правительство должно снизить НДС с 1 января 2009 года. «Да, выпадающие доходы будут, но будет и расширение налоговой базы, и увеличение уровня собираемости налогов», — сообщил Шохин. Он отметил, что «подушка безопасности» в виде Резервного фонда и Фонда национального благосостояния не только позволяет, но и требует начать этот процесс с 2009 года. По его мнению, выпадающие доходы можно компенсировать и за счет неналоговых механизмов, в частности за счет приватизации.

«Активность государства по увеличению госактивов, происходящая сейчас и выходящая за рамки, обозначенные действующим и избранным президентами, позволяет рассчитывать на увеличение доходов от приватизации, в том числе путем проведения IPO», — сказал Шохин. Что же касается пенсий, то глава объединения предпринимателей считает важным наконец реализовать формулу софинансирования накопительной части пенсии, что может стать фактором вывода экономики из «серой» зоны и, как следствие, принесет пользу как населению, так и государству – ведь собираемость ЕСН и подоходного налога повысится.

Эксперты же с предпринимателями не во всем согласны. Дело в том, что бюджет на три года – с 2008−го по 2010−й — уже принят Госдумой прошлого созыва. И если его не пересматривать, то при условии снижения НДС с 1 января 2009 года компенсировать выпадающие доходы будет не из чего. «Высвободившиеся средства бизнеса частично уйдут на повышение заработной платы работникам, частично — в прибыль. А подоходный налог и налог на прибыль поступают в основном в бюджеты субъектов федерации и муниципалитетов: подоходный налог делится между местными и региональными бюджетами, а налог на прибыль — между региональными (большая часть) и федеральным бюджетами, сообщил в интервью «Эксперту Online„» [3] заместитель генерального директора Центра фискальной политики Александр Дерюгин. В то же время пенсии формируются из средств федерального бюджета.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Станислав Ежи Лец

Помните: в каждом мифе есть зернышко истины, которое снова может стать нашим хлебом насущным.

 

Сделать стартовой