Назад в СССР ( журнал "Эксперт online", 27 марта 2008 )
Назад в СССР ( журнал "Эксперт online", 27 марта 2008 )
МЭРТ подготовило законопроект, который предполагает возможность введения госрегулирования цен на продукты питания сроком на полгода. В том, что такая инициатива будет поддержана, сомневаться не приходится. В итоге пострадают потребители – товары по регулируемым ценам будут низкого качества, говорят производители.
Ольга Шевцова, автор «Эксперт Online»
Екатерина Шохина, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Украина», «Вещь»
Заморозка цен на базовые продукты питания, похоже, будет продлена еще на полгода. Министерство экономического развития и торговли РФ вчера внесло на обсуждение ведомств проект закона о торговле, согласно которому вводится государственное регулирование цен на ряд продуктов, среди которых пшеничный и ржаной хлеб, молоко, кефир, растительное и сливочное масло, говядина, свинина, мясо птицы, яйца, соль, сахар, чай.
«Это может быть как наценка, так и предельная цена», – заявил «Интерфаксу» директор департамента государственного регулирования внутренней торговли МЭРТ Павел Волков. Решать, какой именно механизм задействовать, в каждом конкретном случае будет правительство. Проект закона не содержит также конкретных предложений по наценке. «Это может быть и 3%, и 20%. Наценка может применяться как на оптовые цены, так и на цены производителей», – сказал Волков. Ограничены в наценке будут лишь те сети, доля рынка которых составляет более 15%. Постановление правительства о введении госрегулирования цен – мера исключительная, оно не должно превышать 180 дней и не может быть продлено, говорится в проекте закона. Однако полгода – срок немалый. А в том, что такая мера будет принята, сомневаться не приходится в связи с последними новостями [1]о росте цен на продукты, истеричными телевизионными репортажами [2]и заявлением о серьезности проблемы руководства страны [3].
Инициатива МЭРТ повергла производителей в уныние. Уже сейчас, когда действует временная заморозка цен, они говорят о том, что это больно ударяет по их рентабельности. Напомним, что соглашение между ведущими производителями продуктов питания и торговлей было подписано 24 октября 2007 года [4] и действовало до 31 января. Оно фиксировало цены по состоянию на 15 октября 2007 года. В январе этого года соглашение было продлено до 1 мая 2008 года, оно фиксирует цены по состоянию на 28 января 2008 года. Перечень продуктов, цены на которые заморожены, включает пшеничный и ржаной хлеб, молоко не менее 1,5% жирности, кефир не менее 1% жирности, подсолнечное масло, куриные яйца.
Сегодня же председатель совета директоров «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили заявил, что его компания недобрала около 25 млн долларов за этот период. «Мы выполнили все свои финансовые показатели, но недобрали почти 25 млн долларов из-за того, что были заморожены цены», – сообщил Якобашвили. По его словам, в этом показателе – не только недобор от замороженных цен, но результаты того, что компания была вынуждена повышать цены на другую продукцию, следствием чего стало снижение объемов ее реализации. «Сложившаяся ситуация явилась ударом для нас: с одной стороны, непомерный рост цен на сырье на мировом рынке и замораживание цен на социально значимую продукцию, с другой – вынужденное повышение цен на другую продукцию и низкая покупательская способность», – отметил он.
Подобная ситуация и в других компаниях, чья продукция подверглась заморозке. Так, директор по корпоративным коммуникациям «Юнимилка» Павел Исаев заявил «Эксперту Online», что компания также подсчитывает убытки. «Нам пришлось сокращать выпуск дешевых продуктов и увеличивать выпуск более дорогих», – говорит Исаев. Дальше будет хуже.
Президент же Мясного союза России Мушег Мамиконян считает, что производители мяса смогут перетерпеть заморозку цен на их продукцию, но только временную. «Такие ограничения для страны, которая только-только выходит из низкого уровня потребления, – оправданны, но лишь временно», – говорит он. И напоминает, что правительство в рамках нацпроекта по агропрому буквально подняло на ноги отечественных производителей. Он отмечает также, что прежде всего надо ограничить уровень наценки у ритейлеров, которые, задирая цены на товар в магазинах, ставят производителей в крайне тяжелое положение и мешают им развиваться.
Сами ритейлеры правительственных инициатив не боятся. Так, первый замгендиректора «Мосмарта» Семен Слуцкий утверждает, что сети не делают наценку на товары более 10%, а такая наценка предусмотрена даже зимним соглашением о заморозке. К тому же, отмечает он, среди ритейлеров нет тех, кто занимает больше 15% рынка, а значит, на них законопроект вообще распространяться не будет. Антон Порядин, руководитель отдела практики и стратегии АТ Kearney, считает, что даже крупнейшие розничные сети еще не подошли к этому порогу. По его оценке, пока три самые большие сети – «Магнит», «Пятерочка» и «Перекресток» – вместе занимают менее 6% федерального рынка. Но в ФАС мыслят другими масштабами. Речь идет не о стране, а о регионах и даже муниципалитетах, где один ритейлер может занимать и до 80% рынка. Например, один из гипермаркетов «Ашан» зарегистрирован в деревне Мамыри Московской области, и там его доля наверняка превышает 50% рынка. Таких ритейлеров могут не только ограничить в наценке, но и, согласно последним инициативам ФАС, еще и оштрафовать.
Производители считают, что смогут выкрутиться, если их ограничат в ценах, но пострадает при этом потребитель. Пожелавший остаться неизвестным производитель молочных продуктов сообщил о том, что они будут вынуждены снизить качество так называемых социальных товаров, которые будут изготавливаться из более дешевых ингредиентов. А чтобы бренд не пострадал, на упаковке будет написано, что это социальный товар, а не обычный. Упаковка также будет более дешевой и невзрачной, совсем как в советские времена