Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Болгарская авиапомощь ( журнал "Эксперт online", 28 марта 2008 )

Болгарская авиапомощь ( журнал "Эксперт online", 28 марта 2008 )

Болгарский холдинг «Химимпорт» и правительство Татарстана создадут совместное предприятие для развития республиканского авиабизнеса. Таковы итоги вчерашней встречи президента Татарстана Минтимера Шаймиева с исполнительным директором холдинга Иво Каменовым.

Евгения Газизова, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Волга»

Болгарский холдинг предлагает властям Татарстана [1] полностью реконструировать международный аэропорт Казани. Вариантов два – создание аэропорта пропускной способностью на 3 или на 5 млн пассажиров в год. Стоимость проектов составляет, соответствнно, 150 или 250 млн долларов, а сроки строительства после подготовки необходимой документации – два и четыре года соответственно. Пока варианты не утверждены, болгары не будут сидеть без дела. Первоначальная сумма вложений в реконструкцию аэропорта составит минимум 50 млн долларов. А в обновление парка авиакомпании «Татарстан» «Химимпорт» сначала на первом этапе готов инвестировать еще 20 млн долларов. Планируется за год поменять старую советскую технику на новую, закупив минимум 10 самолетов Boeing. Причем первый Boeing авиакомпания может получить уже в сентябре текущего года. Вторым этапом развития перевозчика может стать закупка небольших самолетов для региональных перевозок.

Говоря о схеме сотрудничества, министр транспорта Татарстана Ильдус Фасхутдинов отметил, что сейчас начинаются технические и юридические процессы по созданию нового предприятия, в котором на равных долях будут участвовать правительство Татарстана и компания «Химимпорт». «Дальнейшее развитие, финансирование и той и другой отрасли будет производится за счет финансовых средств, привлеченных компанией «Химимпорт»«, — сообщил министр. Вкладом Татарстана в новое предприятие, по словам Ильдуса Фасхутдинова, станет имущественный комплекс аэропорта. Денежных вливаний со стороны Татарстана на первом этапе не предполагается, подчеркнул он.

По мнению председателя совета директоров группы компаний «Тулпар» (деловая авиация) Азата Хакима, скорее всего, совместное предприятие будет создано в виде управляющей компании, в которую Татарстан внесет пакеты акций аэропорта и авиакомпании, а «Химимпорт» — финансовые средства. А руководитель аналитического департамента компании «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго считает, что реализации проекта ничто не помешает, поскольку совмещение аэропортовой и авиационной деятельности не является нарушением законодательства. Однако сумма, которую болгарский холдинг собирается на первом этапе внести в обновление парка авиакомпании «Татарстан» (20 млн долларов), кажется явно недостаточной: сегодня один подержанный Boeing стоит 50−70 млн долларов. Как считают аналитики «Эксперта», под эту цену попадают несколько моделей среднемагистральных самолетов: три модели Boeing-737−500/600/700 (1995−1998 годов выпуска) или Boeing — 757−100/200 (этих же лет). По мнению Шаго, скорее всего, это сумма лизинговых платежей за год за 10 самолетов Boeing-737−500/600/700.

Республика Татарстан уже давно занимается поиском инвестора для собственных аэропорта и авиакомпании. Еще в августе 2004 года на аукцион выставлялись стопроцентные госпакеты акций международного аэропорта «Казань» (МАК) и авиакомпании «Татарстан». Министерство земельных и имущественных отношений РТ тогда установило стартовую цену продажи авиакомпании в 457 млн рублей (в 5,37 раз больше уставного капитала), а МАК – в 73,7 млн рублей, что соответствует размеру его уставного капитала. Но аукцион тогда не состоялся. Министр земельных и имущественных отношений РТ Валерий Васильев подписал распоряжение о снятии с аукциона госпакета акций МАК «в целях реализации стратегии управления пакетами акций, находящимися в госсобственности республики, и обеспечения расширения круга потенциальных инвесторов». А на авиакомпанию «Татарстан» не оказалось претендентов, хотя тогда в качестве потенциального покупателя назывался банк «Русский стандарт».

В январе 2006 года правительство республики внесло принадлежащий ему стопроцентный пакет акций авиакомпании «Татарстан», в которую входят имущественные комплексы Казанского и Нижнекамского авиапредприятий, а также международный аэропорт Бегишево, в новую структуру – компанию «Нур-Авиа». По условиям сделки, в новой компании холдингу «Нур-1», который контролирует известный татарстанский бизнесмен и депутат Госсовета РТ Маннаф Сагдиев, должно было принадлежать 74,99%, а минзему Татарстана – 25,01%. При этом «Нур-Авиа» обязалась обновить самолетный парк и вложить деньги в модернизацию авиаперевозчика. Но камнем преткновения в отношениях между чиновниками и бизнесменом стал международный аэропорт Бегишево. Очень скоро на него нашлись и другие претенденты. В зоне обслуживания этого международного аэропорта находятся Набережные Челны, Нижнекамск, Заинск, Елабуга, Менделеевск и Мензелинск, а также такие крупные предприятия, как КамАЗ, «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина» и ТАИФ-НК. Кроме того, этот актив, доставшийся «Нур-Авиа», имеет хорошие бизнес-перспективы в связи с началом активного развития Нижнекамского промышленного узла и созданием ОЭЗ «Алабуга».

Еще в феврале 2006 года, после принятия решения о создании «Нур-Авиа», генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин обратился к премьер-министру Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой сформировать новые органы управления аэропортом Бегишево и передать его в доверительное управление автозаводу. А еще раньше КамАЗ, «Татнефть» и «Нижнекамскнефтехим» вложили в реконструкцию Бегишево 212 млн рублей. В декабре 2007 года вышло постановление правительства республики, в котором региональному Минзему было поручено обеспечить возврат 100% акций авиакомпании в госсобственность. В качестве причины такого решения назывались невыполнение «Нур-1» принятых на себя обязательств по привлечению инвестиций для повышения конкурентоспособности авиакомпании, участившиеся случаи авиационных происшествий, низкое качество обслуживания пассажиров. «Нур-1» также обвинили в приобретение шести канадских самолетов CRJ900, которые не имеют российской сертификации и, вероятнее всего, ее не получат. Кроме того, в документе говорилось о допущенных нарушениях требований федерального корпоративного законодательства, нормативных актов в сфере регулирования рынка ценных бумаг и оценочной деятельности при создании «Нур-Авиа». В январе этого года Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил иск регионального министерства земельных и имущественных отношений к ОАО «Нур-Авиа» и признал недействительной сделку по внесению стопроцентного пакета акций ОАО «Авиакомпания Татарстан» в уставный капитал этой компании. Акции вернулись в госсобственность республики. И стали ждать нового хозяина.

Отметим, что болгарский холдинг «Химимпорт» — не новичок в авиабизнесе. Он является совладельцем аэропортов Софии, Варны и Бургаса. В его структуру также входят три авиакомпании, «Химимпорт» полностью контролирует самого большого болгарского авиаперевозчика Bulgar Air и авиакомпанию Hemus Air. Болгары серьезно пришли и в Татарстан, где холдинг уже консолидировал 92% акций казанского «Татинвестбанка» и 100% страховой компании «Итиль», а также 24% акций НПФ «Волга», которыми владел «Итиль».

ОАО «Авиакомпания Татарстан» создано в 2000 году. Парк компании насчитывает три самолета Ил-86, пять Ту-154М, шесть Як-42, пять Ту-134 и два Ан-24, а также один Як-40 и один «Челенджер». По итогам прошлого года авиакомпания перевезла 1,054 млн пассажиров, что на 58,3% превышает показатели 2006 года. Наибольшего роста удалось добиться на международных авиалиниях (рост на 88,7%, до 695,9 тыс. человек). Рост внутренних перевозок составил 20,6% (358,1 тыс. пассажиров). ОАО Международный аэропорт «Казань» (МАК) создано в 1998 году и является базовым для авиакомпании «Татарстан», обслуживает более 10 российских перевозчиков. Распоряжением премьер-министр РФ Виктора Зубкова МАК включен в список 52 аэропортов федерального значения. Число обслуженных авиапассажиров в 2007 году увеличилось на 38,3% по сравнению с прошлым годом и составило 616,3 тыс. человек.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Генри Уилсон

Тот, кто ищет бриллианты, должен копаться в грязи, потому что в природе бриллианты - это не полированные камни. Они создаются долгой работой.

 

Сделать стартовой