Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Разговоры в пользу малых (журнал «Деньги», № 13(668) 7 апреля 2008)

Разговоры в пользу малых (журнал «Деньги»,  № 13(668) 7 апреля 2008)

Илья Зиновьев

Действующий и избранный президенты в последнее время часто заявляют о поддержке малого бизнеса. Прежде всего речь идет об устранении административных барьеров, упрощении процедур получения бесконечных разрешений и об избавлении от всевозможных проверяющих. Однако не мешать еще не значит поддерживать. Хотя бы потому, что у малого бизнеса существует масса проблем и помимо тех, что создает ему государство.

Для начала

Как показывает опрос, проведенный Ассоциацией менеджеров, в наибольшей степени развитию малого бизнеса в нашей стране мешают процедуры оформления различных разрешений и многочисленные проверки государственных органов. Рассказ практически любого бизнесмена о своих проблемах начинается с историй о том, какое количество бумаг пришлось получить и сколько их пришлось ждать, чтобы открыть свой ресторан, магазин или автосервис. И сколько пришлось заплатить в кассу той или иной организации и в карманы чиновников, чтобы ускорить или упростить решение того или иного вопроса. По подсчетам руководителя компании Grand & Metro Consulting Михаила Грина, чтобы сейчас открыть в столице свое дело, необходимо проститься с суммой, эквивалентной почти $50 тыс. (это без учета закупки товара или основных средств производства). Все эти деньги уйдут на регистрационные действия, получение разрешений, согласований и заключений, оплату посредников, а также на несколько месяцев аренды небольшого офиса, его косметический ремонт, минимальный набор мебели и оргтехники. Следует признать, что за последние несколько лет государством действительно сделано немало для того, чтобы процедура открытия фирмы усложнилась, а услуги, позволяющие при этом сэкономить время и нервы,— подорожали. Это и фактическая отмена доверенностей при подаче заявления, когда учредителю или директору будущей фирмы надо лично являться в налоговую инспекцию, и проверка юридических адресов, приводящая к массовым отказам в регистрации из-за ошибок и недостаточной полноты базы данных налоговиков, и антиотмывочные законы, из-за которых процедура открытия счета в банке занимает порой месяц, а не один день, как раньше.

Но регистрация фирмы и открытие счетов — это лишь самое начало бизнеса, собственно, это даже еще и не бизнес. Чтобы дело пошло, его надо где-то разместить.

Место для бизнеса

В рейтинге проблем малого бизнеса сложности с поиском подходящих по цене и качеству помещений стоят на третьем месте после проблем с разрешениями и проверками. Но это сегодня. Управляющий компании "Коллекция Ягуар Автоцентр" Геннадий Павлов считает, что со временем именно эта проблема станет для многих бизнесменов первостепенной: "В 99% случаев нам предлагают руины советских времен, которые ни на бумаге, ни в действительности не соответствуют даже самым элементарным требованиям. А за аренду этих руин просят порой как за офис класса А.

Собственникам помещений сейчас ни до чего нет дела, лишь бы сдать то, что у них есть: нужна крепкая бетонная стяжка на полу — пожалуйста, делайте, но за свой счет. Отопление еле-еле работает, вентиляции нет — ставьте свою систему за свои деньги. Туалета нет, воды нет — придумайте что-нибудь сами. И никто ничего вам не зачтет в счет аренды, потому что в условиях дефицита площадей и так возьмут, не под сервис, так под склад какой-нибудь или небольшое производство.

В результате собственники помещений выжимают из бизнеса все соки, а бизнес фактически попадает к ним в заложники. Ведь практически никто из владельцев столичной недвижимости сейчас не соглашается заключать с малым бизнесом долгосрочные арендные договоры с четко прописанными на весь срок ставками. Собственники и представляющие их управляющие компании хотят иметь свободу увеличивать аренду по своему усмотрению, а если вы вдруг не согласны, то и избавиться от вас в любой момент. И ситуация получается совершенно дикая: ты вкладываешь свои деньги в ремонт, в коммуникации, устанавливаешь оборудование в чужом помещении, а собственник этого помещения не дает тебе никаких гарантий и никак о тебе не заботится. Более того, он в любой момент может сообщить, что, согласно мониторингу, который провели его специалисты, арендная ставка у тебя оказалась ниже среднерыночной и неплохо было бы ее поднять на 10%. С одной стороны, это реальная кабала, с другой — все вроде в рамках закона".

Особенно несладко тем бизнесменам, которым приходится самостоятельно подключать к городским коммуникациям магазин или производство: в таком случае и $50 тыс. может не хватить даже на организацию энергоснабжения. Владислав Ремиш, совладелец производства ручного шоколада Baccarat Chocolatier, рассказывает, что даже могущественные власти Санкт-Петербурга ничем не могут помочь предпринимателям, если речь заходит об энергетиках: "Я периодически посещаю круглые столы с участием бизнесменов и городских властей. И каждый раз, когда нас чиновники спрашивают о проблемах, кто-нибудь из моих коллег обязательно жалуется на "Ленэнерго". И каждый раз одна и та же история: да, говорят нам, есть такая проблема, тарифы на подключение заоблачные. Но все равно ничего не делается. У меня создается впечатление, что власти просто ничего с "Ленэнерго" сделать не могут, даже если и хотят".

Деньги для роста

Чтобы не зависеть от собственников недвижимости, многие предприниматели стремятся сами стать собственниками — приобрести то или иное нежилое помещение. Однако не имеют возможности: виноваты высокие цены на рынке недвижимости и отсутствие возможности финансирования покупки. И дело не только в недвижимости: добиться кредитования текущей деятельности или развития бизнеса для предпринимателей во много раз сложнее, чем получить кредит простому гражданину. По данным опроса Ассоциации менеджеров, нехватка доступных и долгосрочных финансовых ресурсов — четвертая по значимости проблема малого бизнеса.

Один из совладельцев небольшого столичного предприятия по производству замороженных продуктов, попросивший не называть его имени, продемонстрировал свой новый Mercedes представительского класса, купленный в кредит, полученный в качестве частного лица: "А вот для бизнеса мне никто не даст кредит на таких условиях: 9% годовых на три года. Сейчас выгоднее взять кредит на личные нужды, а собственными деньгами помочь бизнесу, хотя это и может показаться странным".

Президент фирмы "ТК "Мебакс"" Николай Квитко полагает, что банки сейчас практически не интересуются малым бизнесом: "Мы не являемся крупными заемщиками и не имеем огромных сумм на счетах. Все, что нам могут предложить сейчас,— это очень дорогое, краткосрочное и мизерное по объемам кредитование. Недавно мы попытались договориться с банком об овердрафте. В результате нам предложили вовсе не овердрафт, а какой-то жутко неудобный с точки зрения финансового планирования кредитный продукт — 30-дневные возобновляемые кредиты.

Удивительно, но те продукты, которые банки уже давно предлагают физическим лицам, способным подтвердить свои доходы, малому бизнесу недоступны. К примеру, любой работающий человек может, предоставив один-два документа, получить в течение двух недель кредитную карту с лимитом, составляющим порядка двух ежемесячных зарплат, или еще более значительный по отношению к доходам кредит наличными. Но, если речь идет о бизнесе, в банке попросят огромное количество документов, будут мурыжить месяцами и в результате предложат денег меньше и на худших условиях".

Кроме того, по словам бизнесменов, есть еще один момент, который сильно усложняет и делает дороже получение кредита: банки требуют открытия у них расчетного счета. Но если раньше такая процедура была по большей части технической и занимала от одного часа до одного дня, то теперь, согласно антиотмывочному закону, банки проводят проверку клиентов, что увеличивает процедурные сроки до месяца. И все это время кредитная заявка не рассматривается.

Кроме того, предприниматели отмечают существенный (порой в десятки раз) рост тарифов на банковское обслуживание. Бизнес платит за вынужденно открытые счета банкам все то время, пока рассматривается вопрос о выдаче кредита. Если учесть, что бизнесмены нередко обращаются сразу в несколько банков, то расходы существенно возрастают. При том что в итоге многие так и не получают запрошенный кредит.

Претензии малого бизнеса к банкам не ограничиваются вопросами кредитования. Текущая деятельность постоянно сталкивает предпринимателей и банкиров.

"Казалось бы, банк тоже организация коммерческая, заинтересованная в добрых отношениях с клиентами, но получается, что это не так,— сетует Геннадий Павлов.— Недавно взяли и уменьшили нам лимит кассы в десять раз — до 3000 руб. Это значит, что, если клиент заплатит за ремонт авто хотя бы 4000 руб., эти деньги мы должны в тот же день сдать в банк. А если нам завтра потребуется наличность, допустим, инструмент какой-нибудь мелкий купить, нужно будет ехать в банк и снимать там деньги по чековой книжке. Когда наш директор позвонил в банк, ему объяснили, что есть такая инструкция ЦБ — ограничивать остаток в кассе в размере среднедневной выручки. И то, что у нас не магазин и работа с одной машиной может продолжаться целый месяц и только потом за нее будет заплачено, их не интересует. И то, что для своих расчетов они взяли месяц, когда мы почти не работали из-за праздников, их тоже не волнует. Так и сказали: у нас проверка, мы из-за вас рисковать не собираемся, нас ЦБ может наказать, если мы вам разрешим больше в кассе держать".

Кроме того, бизнесмены часто жалуются на работу такого важного для бизнеса ведомства, как почта. Общение с большинством государственных органов, направление различных запросов и уведомлений — все это происходит посредством почтовых отправлений. Но нередки случаи, когда корреспонденция просто не доставляется адресатам, а отправляется назад, будто бы нет такой фирмы по указанному адресу. Особенно часто это происходит в столичных промышленных зонах, густонаселенных различными небольшими фирмами-арендаторами. Как рассказывают сотрудники таких предприятий, почтальоны порой в открытую отказываются доставлять им письма: мол, наоткрывали всяких фирм, а нам тут ходи и ищи вас…

"Все это вроде бы мелочи, но они самым скверным образом отражаются на расходах,— продолжает Геннадий Павлов.— Из-за того что нам надо вести учет, готовить и подавать разнообразную отчетность, ежедневно сдавать-забирать деньги в банке, да еще и работать вместо почтальонов, мы вынуждены на девять механиков держать трех человек административного персонала плюс водителя. Несмотря на то что эти люди собственно для бизнеса, по сути, ничего не делают, им тоже надо платить зарплату — сотни тысяч рублей ежегодно. А вот мой коллега из Филадельфии, с которым я недавно познакомился, таких расходов не имеет. У него почти такой же, как у нас, автосервис, в котором штат — только он с помощником и механики. Другие люди ему просто не нужны, потому что в банк он ездит, когда сам посчитает нужным, весь учет ведет с помощью компьютерной программы, а отчетность сдает и налоги платит раз в год, обращаясь в специальную фирму".

Налоги с нагрузкой

Как это ни странно, но проблема налогообложения малого бизнеса, согласно опросу Ассоциации менеджеров, находится лишь на пятом по значимости месте. Ниже в проблемном списке опустился лишь вопрос о поиске квалифицированных кадров, которых малому бизнесу не хватает. Не секрет, что мелкие компании крайне редко обращаются к профессиональным рекрутерам, считая их услуги слишком дорогими и предпочитая пользоваться более простыми, бесплатными способами найма на работу: по газетным объявлениям, через своих сотрудников, родственников и знакомых. С другой стороны, квалифицированные специалисты тоже не спешат идти в малый бизнес — об этом почти в один голос свидетельствуют владельцы небольших фирм. Грамотные и опытные специалисты сейчас больше стремятся попасть на работу в крупные государственные и коммерческие компании, связывая с ними надежды на финансовое благополучие и карьерный рост.

Что же касается налогов, то за несколько прошедших лет принципиальных изменений в системе налогообложения малого бизнеса не произошло. Возможно, именно поэтому предприниматели уже успели привыкнуть к существующему порядку, сумели адаптировать к нему свой бизнес и не ставят проблему налогообложения на первые места.

Хотя претензий к налоговой практике немало: в основном бизнесмены выступают за снижение ставки НДС, введение действительно эффективной регрессивной шкалы ЕСН, предусматривающей существенное сокращение ставки этого налога для малого бизнеса. Интересно, но так называемая упрощенная система налогообложения, избавляющая от НДС вовсе и уменьшающая ЕСН практически вдвое, пользуется популярностью далеко не у всех небольших предприятий.

"Существующие варианты работы по упрощенной системе налогообложения, разработанные якобы специально для малого бизнеса, к сожалению, нам вообще не подходят,— считает Николай Квитко.— Хотя, на мой взгляд, наша фирма — это как раз пример малого бизнеса. Во-первых, если бы мы перешли на "упрощенку", то потеряли бы многих клиентов. Покупателю, если он сам является плательщиком НДС, как правило, невыгодно работать с продавцом, который от уплаты НДС освобожден. Во-вторых, мы не укладываемся в предусмотренное законом ограничение в 20 млн руб. выручки в год. Наши обороты больше, хотя рентабельность бизнеса и невысокая,— такой у нас товар, очень специфический и редкий — уплотнительная щетка, используемая в производстве мебели и пластиковых окон. Так вот и получается, что вроде бизнес и малый, а правила — как для больших".



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

А. Линкольн

Если бы у меня было восемь часов, чтобы срубить дерево, я бы потратил шесть часов на заточку топора.

 

Сделать стартовой