Малый бизнес навестят в обход президента (сайт gazeta.ru, 15 апреля 2008)
Малый бизнес навестят в обход президента (сайт gazeta.ru, 15 апреля 2008)
Павел Сморщков
Налоговики хотят более оперативно контролировать малых предпринимателей. Это идёт вразрез с обещаниями высших госчиновников оставить «бизнес-малышей» в покое и дать им развиваться, не тратясь на взятки.
Федеральная налоговая служба (ФНС) России стремится усилить контроль над малым бизнесом. Для этого она хочет получить законное право проводить оперативные проверки, то есть иметь возможность, подобно прочим контролирующим органам в любой момент «навещать» того или иного предпринимателя. По мнению замминистра финансов Сергея Шаталова, высказанного им в интервью информагентству «Интерфакс», налоговики могли бы сформировывать специальные «оперативные бригады, которые контролируют, ведёт ли предприниматель деятельность, подпадающую под налогообложение, и имеет ли соответствующую регистрацию или патент». Шаталов ожидает конкретных предложений из ФНС и видит в инициативе налоговиков «определённый резон, но в разумных пределах, в рамках цивилизованных процедур и с понятными правовыми последствиями».
Чиновник надеется, что оперативные проверки ФНС поспособствуют созданию равной конкурентной среды для бизнеса.
На первый взгляд, желания налоговиков противоречат всем тем обещаниям, которые давались самыми высокими государственными чиновниками. Ныне действующий президент неоднократно заявлял, что на предприятия малого и среднего бизнеса должны перестать «ходить с бесконечными проверками». Была создана правительственная комиссии по развитию предпринимательства, и на первом же её заседании были приняты решения, направленные на сокращение числа проверок и проверяющих для малого бизнеса. Вице-премьер Александр Жуков сообщил также, что эта комиссия одобрила законопроект, по которому малые предприятия, «работающие на принципах вменённого дохода, получат право не применять контрольно-кассовую технику (ККТ)».
Более того, 15 апреля комиссия рассмотрела проект закона о запрете проверок малого бизнеса без разрешения органов госвласти. Предложение об этом высказал в конце марта на заседании президиума Госсовета в Тобольске избранный президент России Дмитрий Медведев, открыто признав, что тем самым бизнес будет защищён от бюрократии и поборов.
Судя по всему, совсем без контроля малый бизнес не останется. «Здесь не надо впадать в крайности, – предупреждает ведущий консультант департамента налогового и бухгалтерского консалтинга аудиторской компании «BKR-Интерком-Аудит» Дмитрий Селиванов. – Например, сфера розничной продажи алкогольной продукции напрямую затрагивает интересы потребителей и должна контролироваться регулярно, а не один-два раза в год».
Однако в действиях налоговиков все же есть некие противоречия. «Такого понятия, как «оперативные проверки», применительно к работе ФНС в российском законодательстве ранее не существовало», – отмечает Селиванов.
Тем не менее, де-факто такие проверки уже давно проводятся, считает эксперт
«Налоговики под оперативной проверкой понимают проверки, которые они могут проводить на основании закона РФ 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах РФ» и постановления правительства РФ от 30 сентября
В основном это контроль применения ККТ при наличном расчёте и контроль уплаты алкогольных акцизов, поясняет руководитель практики сопровождения налоговых споров ГК Energy Consulting Виктор Сарибекян. «При этом в структуре ФНС специально созданы подразделения, которые проводят проверки не в рамках Налогового кодекса, например, отдел оперативного контроля и применения ККТ», – говорит Селиванов.
Поэтому сейчас необходимо прежде всего упорядочение проверок. «Кодификации видов проверок, проводимых налоговыми органами, поможет малому бизнесу, – надеется Селиванов, – поскольку единый документ с чётким регламентом проведения всех проверок всегда лучше, чем несколько законодательных актов, в которых порядок проведения проверки совсем отсутствует».
Впрочем, станет ли это помощью бизнесу или новой кормушкой для мелких должностных лиц, будет зависеть от конкретных условий, которыми такие проверки будут обставлены.
«Следует провести сравнительный анализ существующих законоположений с предлагаемыми изменениями, о которых пока нет достаточной информации», – замечает Сарибекян.