Бунт в Челябинске ( журнал "Эксперт Online", 24 апреля 2008 )
Бунт в Челябинске ( журнал "Эксперт Online", 24 апреля 2008 )
Пенсионеры Челябинской области провели сегодня в центре Челябинска митинг в знак протеста против монетизации льготы на проезд в общественном транспорте. С 1 июня на Южном Урале взамен натуральной льготы пенсионеры будут получать денежную компенсацию в размере 200 рублей в месяц. Но митингующие, перекрывшие движение на площади Революции, требовали вернуть прежний порядок получения льгот, когда они могли при предъявлении документа ездить бесплатно.
Александр Попов, автор «Эксперт Online»
Организаторами митинга выступили партии «Справедливая Россия» и КПРФ, всегда активно работающие с пенсионными аудиториями. Местные наблюдатели отмечают, что проходящий митинг – самый крупный в Челябинске за последние четыре года. Акция протеста была санкционирована администрацией области, однако переросла в стихийный митинг, в результате чего митингующие перекрыли движение на центральной площади города – площади Революции. Собравшиеся растянули плакаты «Инвалид, ветеран, отдавай льготы, спасай бюджет области», «Косилов, отдай бесплатный проезд ветеранам и пенсионерам» и т. д. и скандировали: «Позор властям!» По состоянию на 14.55 мск движение на проспекте Ленина в центре Челябинска еще не было восстановлено. На середине проезжей части стояли около 80 человек преклонного возраста, не намеренные расходиться и не пропускавшие троллейбусы и даже машину скорой помощи.
Однако митинг, организованный прямо у стен регионального парламента и собравший больше тысячи участников, не повлиял на решение депутатов законодательного собрания Челябинской области. На прошедшем сегодня заседании они сразу в трех чтениях приняли тот самый законопроект об изменении системы проезда региональных льготников в городском и пригородном общественном транспорте. Против проголосовало всего пятеро из 47 присутствующих на заседании депутатов.
Вице-губернатор Роман Панов аргументировал необходимость принятия решения о монетизации тем, что Челябинская область осталась одним из немногих регионов, в котором сохранились натуральные льготы. Между тем, как показал опыт других территорий, имея льготы в натуральном виде, большинство людей пользуются ими ограниченно или не пользуются вовсе. Так, из 580 тыс. региональных льготников на Южном Урале (ветеранов труда РФ и Челябинской области, тружеников тыла, жертв политических репрессий) 250 тыс. человек старше 70 лет, а 40 тыс. – старше 80 лет. Эти люди в силу здоровья и возраста практически не ездят на общественном транспорте. А еще около 100 тыс. региональных льготников проживают в селах или малых городах и также в основном ходят пешком. Работающих льготников, вынужденных ездить постоянно, в области всего 46,5 тыс. человек. Но и среди них есть немало таких, кто пользуется маршрутками, добирается на личном транспорте или ходит пешком.
За счет сохранения натуральных льгот на проезд, как подсчитали в администрации региона, бюджет недополучил за два прошедших с начала реформы года около 240 млн рублей из федерального бюджета (на компенсацию проезда региональных льготников). Область предоставила им возможность покупать проездной билет на все виды транспорта за 230 рублей в месяц, что в два с лишним раза ниже его реальной стоимости. Разницу был вынужден оплачивать областной бюджет: в текущем году на эти цели будет направлено 50 млн рублей. После монетизации льгот ситуация изменится радикально. «В Челябинской области 60−70% пенсионеров редко пользуются либо не вообще пользуются льготой на проезд в общественном транспорте. Деньги за них получали транспортные предприятия. Со вступлением закона в силу все пенсионеры получат денежную выплату на руки. Таким образом, тот, кто ездит мало, сможет распорядиться деньгами по собственному усмотрению. А тот, кто ездит много, сможет приобрести проездной билет по льготной стоимости», – пояснил сегодня митингующим заместитель губернатора области Андрей Косилов.
Действительно, по решению властей для тех, кому необходимо ездить постоянно, будет введен льготный проездной (как для федеральных льготников) стоимостью 230−270 рублей. Магнитогорск уже принял такое решение (льготники этого города смогут купить проездной за 200 рублей и ездить в общественном транспорте неограниченное число раз). Как заверил Андрей Косилов, аналогичные решения будут приняты во всех муниципалитетах, тем более время, оставшееся до 1 июня, позволяет это сделать. А все остальные будут получать выплаты в размере 200 рублей. Первый такой транш льготники получат в конце мая вместе с пенсией. В последующем они будут получать ежеквартально по 600 рублей в месяц, предшествующий новому кварталу. При этом объем денежных средств, выделяемых из областного бюджета на оплату проезда льготников, вырастет в 2,4 раза по сравнению с прошлым годом: с 545,7 млн рублей до 1,3 млрд рублей.
Но митингующих пенсионеров эти цифры не удовлетворили. Они открыто заявили, что предложенная компенсация проезда крайне мала. Как сообщает портал Chelport.Ru, на 200 рублей в Челябинске можно совершить 20 поездок на трамвае и троллейбусе, 15 – на автобусе. В Копейске, Магнитогорске, Снежинске, Южноуральске, Троицке 200 рублей хватит на 25 поездок, а в Златоусте, Миассе, Трехгорном, Усть-Катаве – на 28. Тем не менее решение депутатами принято, и вряд ли митинг сможет его кардинально изменить. Более того, Андрей Косилов, более часа общавшийся с митингующими, заявил журналистам, что принятая ими радикальная форма протеста вызвана тем, что люди просто не разобрались в сути, а те, кто их подтолкнул на такой масштабный митинг, лишь подогрели накануне негативные настроения части пенсионеров сюжетами и публикациями.
Просто так сегодняшнее мероприятие, впрочем, не пройдет. Сотрудники ГУВД и УФСБ по Челябинской области уже начали расследование по факту несанкционированного выхода митингующих пенсионеров на проезжую часть. «Правовую оценку действиям митингующих пока давать рано, однако уже сейчас известно, что в толпе работали провокаторы. Будем проводить расследование», – сказал журналистам начальник управления УФСБ по Челябинской области Александр Кривяков. А заместитель начальника ГУВД области Вячеслав Доксов заявил, что правоохранительные органы проведут расследование причин, по которым пикеты переросли в стихийную акцию протеста, ограничившую движение в центре города. Милиция уже посетила офис челябинского отделения КПРФ для проверки возможной причастности Компартии к этому инциденту. Там уже резко опровергли свое участие в перекрытии дорог.
Кстати, кроме прочего, челябинские власти рассчитывают и на то, что монетизация подстегнет городской транспорт к развитию. По словам заместителя министра соцразвития Челябинской области Валерия Лугинина, принятым решением очень довольны частные перевозчики. Поскольку льготникам будут выдавать «живые» деньги для оплаты проезда, они смогут ездить в том числе и на маршрутках. «Мне звонят перевозчики и буквально благодарят за то, что мы собираемся монетизировать проезд льготников. Некоторые хотят даже снизить оплату за проезд в маршрутках, чтобы переманить часть клиентов к себе», – отметил Валерий Лугинин в интервью местным СМИ. А заместитель директора МУП «Челябгортранс» Сергей Слесаренко подтвердил слова чиновника: «Раньше за месяц льготник совершал около 40 поездок, в то время как бюджет оплачивал ему только пять по городу и две – в пригород. Теперь за каждую поездку льготник должен заплатить полную ее стоимость. Сейчас мы наблюдаем некий эксперимент. Выводы будем делать через месяц – в начале июня».