Стоп, машина! ( журнал "Эксперт Online", 28 апреля 2008 )
Стоп, машина! ( журнал "Эксперт Online", 28 апреля 2008 )
Непредвиденная забастовка машинистов локомотивных бригад привела сегодня с утра к срыву в графике движения пригородных электричек на Ярославском и Горьковском направлениях Московской железной дороги (МЖД).
Мария Кривых, автор «Эксперт Online»
В МЖД утверждают, что задержано отправление более 25 электричек, а в справочной службе Ярославского вокзала — что из-за забастовки отменено большинство утренних электропоездов.
В результате тысячи жителей Подмосковья утром не смогли вовремя добраться до работы или учебы в Москве. Пассажирам сообщали, что график движения поездов изменился, не уточняя причину задержек. Пригородные поезда были переполнены и ходили с большими интервалами. В городе Железнодорожный пришлось снимать с рейсов городские автобусы и пускать их в качестве дублеров электричек.
На смену бастующим заступают резервные бригады МЖД. В районе прохождения линии Горьковского направления Московской железной дороги число автобусов увеличено до 270, а на Ярославском направлении – до 160.
Сообщается, что сейчас движение электричек восстановлено и идет по обычному графику. В профсоюзе заявляют, что забастовка продлится весь день.
В забастовке принимают участие 14 локомотивных бригад. Это около 5% от всех бригад Ярославского и Горьковского направлений. Протестующие являются членами Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ), который позиционирует себя как альтернативный по отношению к Российскому профсоюзу железнодорожников. В так называемый независимый профсоюз входят 1,1 тыс. человек. Всего в РЖД работают более 1 млн человек, подавляющее большинство из них состоит в официальном профсоюзе.
Стоит заметить, что схожая ситуация: один профсоюз большой, который дружит с топ-менеджментом, и другой—маленький, но активный, — существует на нескольких российских предприятиях, в частности на автогиганте АвтоВАЗ. Официальный профсоюз АвтоВАЗа входит во Всероссийскую профсоюзную организацию работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, а также в совместную комиссию, сформированную с топ-менеджерами компании. Он включает в себя тысячи человек. Второй — «Единство» — неофициальный, насчитывающий несколько сотен человек (всего на АвтоВАЗе трудятся более 110 тыс. сотрудников). Но именно «Единство» организовало прошлым летом забастовку, угрожая остановить главный конвейер предприятия. Протестующие требовали повышения зарплаты, в то время как руководство назвало происходящее политической игрой. В результате новый президент АвтоВАЗа Борис Алешин пообещал рабочим повышение заработной платы в размере тысячи рублей [1].
Сегодня бастующие машинисты МЖД также требуют повышения зарплаты. В частности, установить для всех машинистов зарплату в размере 60 тыс. рублей в месяц (сейчас она составляет 35—37 тыс.) и вернуть выплату за выслугу лет (которая была отменена с 1 апреля 2007 года). Также участники акции протеста требуют, чтобы руководство железной дороги прекратило «дискриминацию по принадлежности к профсоюзам». Они говорят о многочисленных репрессиях, которые в отношении них проводило руководство РЖД.
В официальном сообщении пресс-службы МЖД говорится, что на сегодняшний день «социально-экономическое положение машинистов, работающих на МЖД, одно из лучших на сети железных дорог». В сообщении отмечается, что заработная плата машинистов в пригородном комплексе в настоящий момент самая высокая среди всех категорий рабочих специальностей на дороге. В частности, они получают региональные компенсационные выплаты. За производительный труд каждый машинист имеет возможность получить персональную надбавку. Для помощников машинистов с 1 января 2008 года введено дополнительное премирование, сообщают в МЖД. Кроме того, «машинисты и их семьи имеют возможность пользоваться в льготном режиме всеми видами социальной инфраструктуры МЖД и ОАО РЖД: санаторно-курортным лечением, корпоративными учреждениями здравоохранения и другими элементами соцпакета, предусмотренными коллективным договором».
В РДЖ забастовку считают незаконной и ссылаются на законодательство. «Согласно статье 26 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статьи 17 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» данные акции являются незаконными», — говорится в пресс-релизе компании.
РЖД напоминает, что 23 ноября 2007 года Московский городской суд уже удовлетворил иск ОАО РЖД о признании незаконной забастовки, назначенной на 28 ноября 2007 года профсоюзом локомотивных бригад железнодорожников. «В связи с вышеизложенным считаем действия организаторов проводимой акции провокационными, наносящими вред стабильной работе ОАО РЖД и нарушающими права граждан РФ на свободу перемещения», — говорится в сообщении.
Также в ОАО РЖД «считают недопустимым, когда безопасность движения, интересы пассажиров ставятся под угрозу в угоду требованиям отдельных работников транспорта, какими бы целями они ни оправдывались».
По некоторым данным, ежедневно из ближнего и дальнего Подмосковья в столицу на электричках приезжают более миллиона человек. От девяти московских вокзалов поезда расходятся по 11 направлениям, в частности с Курского и Ярославского вокзалов электрички ходят по двум направлениям — Горьковскому и Ярославскому.