Регистраторов упорядочат ( журнал "Эксперт Online", 20 мая 2008 )
Регистраторов упорядочат ( журнал "Эксперт Online", 20 мая 2008 )
Участники рынка опасаются, что очередная реформа системы регистрации прав на недвижимость может на время парализовать сделки с квартирами. Чиновники обещают, что перераспределение полномочий пройдет безболезненно для продавцов и покупателей жилья.
Илья Ступин, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Украина», «Обзоры стран»
Едва заступив в должность, новый президент страны Дмитрий Медведев вознамерился провести административную реформу системы учета недвижимости и регистрации прав на нее. Планируется упразднить Федеральную регистрационную службу, Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов, передав их функции Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, деятельность которого будет курировать глава Минэкономразвития.
Таким образом, федералы намерены создать вспомогательную инфраструктуру для эффективного функционирования рынка недвижимости, ядром которой должна стать сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, действующих по принципу «одного окна» (проект их создания также курирует Минэкономразвития). «В том, что касается регистрации недвижимости, то решение давно назревало, потому что государство остро нуждается в наведении порядка в сфере учета недвижимости. Там полный беспорядок», — заявил на днях министр юстиции Александр Коновалов. По его мнению, учетом недвижимости, составлением кадастров, статистикой, регистрацией прав и другими подобными вопросами должно заниматься одно ведомство, что и должно быть реализовано в рамках Минэкономразвития.
Участники рынка недвижимости грядущие изменения восприняли неоднозначно. Последний раз система регистрации прав на недвижимость и сделок с ней реформировалась в 2004 году. Тогда регистрационные полномочия были переданы от региональных регпалат, которые находились в двойном подчинении — Минюста РФ и местных администраций, федеральному ведомству – Росрегистрации. Также были установлены единые сроки (один месяц) и тарифы при регистрации права собственности на недвижимое имущество, отменена «ускоренная регистрация» за дополнительную плату.
Из-за перехода на федеральное финансирование зарплаты сотрудников регпалат резко сократились, поэтому штаты многих регистрационных палат сдулись в два-четыре раза. «Сроки регистрации увеличились, очереди растут, регистраторы увольняются из-за сокращения зарплат, клиенты нервничают», — так описывали ситуацию риэлтеры. Долгое время органы регистрации фактически работали лишь на прием документов, а регистрационных действий не производили — служащие ожидали новых бланков свидетельств и штампов.
Некоторые участники рынка полагают, что в этом году регистрационный коллапс может повториться. Эксперты признают, что теоретически объединение трех ведомств должно способствовать повышению технологичности бюрократических процедур, но опасаются, что переходный период может затянуться.
По мнению директора по маркетингу и продажам инвестиционно-строительной компании «Квартал» Сергея Лушкина, систему регистрации прав на недвижимое имущество давно нужно было реформировать. Во-первых, потому что она была не технологична. «Из-за перегруженности регистрационных палат сложилась спекулятивная система, когда близкие к регпалатам структуры, контролирующие очередь, вымогают у людей деньги за возможность ускорения процесса. Расценки колеблются от 500 до 5 тысяч рублей», — говорит руководитель общественного проекта «Российский дом будущего» Сергей Журавлев.
Во-вторых, нынешняя система регистрации прав и сделок с недвижимостью не гарантирует юридической чистоты и безопасности операций с недвижимостью. По сути, государственные органы ведут реестры сделок, не проверяя ее предмет и участников, а за допущенные на этом этапе ошибки чиновники никакой ответственности не несут.
Впрочем, пока грядущая реформа системы регистрации прав на недвижимость не снимает эту проблему. Кроме того, перераспределение полномочий чревато серьезными бюрократическими проволочками. По мнению управляющего партнера консалтинговой компании Mayfair Properties Марины Маркаровой, в связи с реорганизацией, которая всегда сопровождается передачей огромной базы информации от одного органа другому, могут увеличиться сроки оформления некоторых документов. Некоторые участники рынка полагают, что переходный период затянется как минимум на полгода. В свою очередь, чиновники обещают, что полномочия Росрегистрации будут перераспределены максимально безболезненно для собственников недвижимости.