Fiat зайдет в Россию через Сербию ( газета "РБК daily", 21 мая 2008 )
Fiat зайдет в Россию через Сербию ( газета "РБК daily", 21 мая 2008 )
Москва и Белград договариваются о беспошлинной торговле автомобилями
Юлия Карулина, Анатолий Поморцев
Российское правительство, в последние три года активно зазывавшее иностранных автопроизводителей строить заводы в России, решило отступить от своей политики. Уже к концу этого года между Россией и Сербией может быть установлен режим беспошлинной торговли автомобилями. В первую очередь от этого выиграет итальянский Fiat, недавно объявивший о покупке 70% в сербском автозаводе Zastava. Пошлины на Fiat Punto и Fiat Topolino из Сербии составят в России 1%, тогда как российская «Северсталь-авто» не только вложилась в организацию производства Fiat в России, но и будет платить пошлины на ввоз компонентов.
Как стало известно РБК daily, правительство РФ работает с Сербией над изменениями в соглашение о свободной торговле, которые позволят импортировать автомобили из балканской страны в Россию без уплаты таможенных пошлин. Этот вопрос обсуждали глава межправительственной комиссии России и Сербии Сергей Шойгу и министр торговли Сербии Предраг Бубало менее месяца назад, сказал РБК daily источник в Минпромторге. Как сообщил РБК daily источник в МИД РФ, предложения Сербии по расширению списка не облагаемых пошлинами товаров находятся в правительстве РФ, Минпромторгу и Минэкономразвития поручено дать свои заключения.
Как пояснил РБК daily глава российского торгпредства в Сербии Андрей Хрипунов, сейчас при торговле с Сербией применяется соглашение о свободной торговле от 2000 года. В нем перечислены товары, облагающиеся пошлинами. Сейчас ведутся переговоры об исключении из этого списка автомобилей.
По прогнозу г-на Хрипунова, пошлины на автомобили могут быть отменены к концу года. Как сообщил источник в сербском Минторговли, в итоге сборы на автомобили на границе составят 1%. Так как соглашение двустороннее, то пошлины должны быть отменены как для российского, так и для сербского импорта. По словам г-на Хрипунова, Россия заинтересована в том, чтобы увеличить объем импорта своих автомобилей в Сербию. Автомобили Lada пользуются большой популярностью, но их теснят румынские Dacia. По данным РБК daily, в прошлом году в Сербии было продано около 2 тыс. автомобилей Lada при общем объеме рынка 50 тыс. машин.
Новая инициатива в первую очередь играет на руку итальянскому Fiat, недавно подписавшему меморандум о взаимопонимании с группой Zastava о покупке 70% акций одноименного сербского автозавода. В прошлом году это предприятие произвело около 12 тыс. автомобилей по старым лицензиям Fiat. Между тем, как сообщил РБК daily источник в Минэкономики Сербии, после модернизации с помощью Fiat мощность завода должна вырасти до 150—200 тыс. автомобилей в год к 2009 году, а к концу 2010 года — до 300 тыс. авто в год. Такой объем, по его словам, не может быть рассчитан только на сербский рынок. Собеседник РБК daily не исключил, что проект Fiat-Zastava будет реализован не в полном объеме, если Сербия не получит льготы на импорт автомобилей в РФ. Вчера официальный представитель Fiat Auto SpA Рафаэлло Порро отказался комментировать планы по экспорту машин из Сербии в Россию.
Между тем в России уже продаются автомобили Fiat. «Северсталь-авто» вложилась в организацию сборки на Заводе малолитражных автомобилей и в ОЭЗ «Алабуга», а также в качестве дистрибьютора Fiat занимается выстраиванием дилерской сети и раскруткой бренда. При импорте итальянских автомобилей компания выплачивает 25% пошлины, 18% НДС, а также акцизы и другие сборы, что увеличивает стоимость автомобиля более чем на 60%. Кроме того, компания также платит пошлины на комплектующие (от 0 до 15%), использующиеся для местной сборки автомобилей. В случае заключения нового соглашения с Сербией автомобили Fiat из Сербии и Fiat из Италии (или Турции) будут импортироваться совершенно на разных условиях. Вчера в «Северсталь-авто» отказались от комментариев.
По мнению собеседника РБК daily в одном из отраслевых объединений российского автопрома, отмена пошлин совершенно противоречит политике по привлечению иностранных автоконцернов. Отменой пошлин сможет воспользоваться и немецкий Volkswagen, рассматривающий возможность строительства завода в Сербии. Собеседник РБК daily выразил надежду, что льготы для Сербии будут не больше льгот в рамках СНГ (необходима 50-процентная локализация). Впрочем, это условие может быть выполнено в скором времени: как сообщили в Минэкономики Сербии, Fiat намерен производить в Сербии все комплектующие, кроме двигателей.