Резать надо быстро ( журнал Эксперт Online, 1 ноября 2008 )
Резать надо быстро ( журнал Эксперт Online, 1 ноября 2008 )
В следующем году Минфин будет решать, какие бюджетные расходы сократить, а какие увеличить. Под нож попадут инвестпрограммы и федеральные целевые программы. Борьбу за бюджетные деньги выиграет тот, у кого будет больший лоббистский потенциал.
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла в третьем чтении поправки в отдельные законодательные акты в связи с законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010−2011 годов». Поправки устанавливают, что «до 1 января 2010 года показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год в бюджете. Такое изменение может быть установлено на основании решения Минфина РФ в случае перераспределения между текущим финансовым годом и плановым периодом бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов». Как пояснил «Эксперту Online» депутат Андрей Макаров, это значит, что часть расходов по одним статьям расходной части бюджета может быть перенесена на другие статьи, а позже, но не позднее 2011 года, «урезанные» расходы будут компенсированы. «То есть, например, если мы видим, что Минобороны не осваивает всех денег, выделенных ему, то свободные средства можно перенести на пенсии или поддержку финансовых рынков», – говорит депутат. Окончательное решение по данному вопросу будет приниматься комиссией Федерального собрания. Предполагается, что в состав комиссии войдут по семь представителей от Госдумы и Совета федерации. Комментируя принятую поправку, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев отметил, что в условиях текущего года и 2009 года на всех уровнях управления бюджетной сферой потребуется принятие оперативных решений о перераспределении бюджетных ассигнований. «В соответствии с Бюджетным кодексом такая процедура достаточно длительная, она предполагает рассмотрение вносимых изменений в трех чтениях, рассмотрение Советом федерации и подписание президентом РФ – все это занимает не менее двух месяцев, – поясняет Макаров. – В то же время в данной ситуации надо использовать свободные средства более оперативно».
Заложенный профицит бюджета на будущий год составляет 2 трлн рублей, однако вряд ли он будет выполнен, полагают эксперты. Очевидно, что нефть не будет стоить 95 долларов за баррель, а именно такая цена заложена в бюджете на следующий год. «При самом оптимистичном прогнозе, когда цена нефти не опустится ниже 70 долларов за баррель, профицит составит 400 млрд рублей», – говорит главный экономист банка «Траст» Евгений Надоршин. Однако директор департамента стратегического анализа Игорь Николаев предполагает, что нефть может опуститься и до 50−40 долларов. «Тогда мы увидим уже не профицит, а существенный дефицит в 1 трлн рублей. При этом правительство будет делать все, чтобы профицит оставался, это своего рода „священная корова”», – полагает экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева. А значит, будет урезать и расходы по разным статьям. При этом в Думе пояснили, что у правительства также есть возможность не только перераспределять расходы, но и просто переносить их на другой год. «Под нож в первую очередь попадут инвестиционные расходы и, возможно, расходы на госуправление», – считает Николаев. «В регионах уже пошла информация о том, что чиновников сокращают, возможно, это перенесется и на федеральный уровень. В 90−е годы во всяком случае так делали», – говорит Николаев. Премьер Владимир Путин вчера сообщил, что пересчет и коррекция ждут федеральные целевые программы (в 2009 году – 744,1 млрд рублей), Федеральную адресную инвестиционную программу (на 2009 год составляет 559,8 млрд рублей), инвестпрограммы госмонополий, госкомпаний и компаний с госучастием.
По мнению Надоршина, на будущее перенесется и расходование Инвестфонда. Эксперт полагает, что в данной ситуации правительство все же допустит снижение профицита – главное, чтоб дефолтов не было и безработицы, полагает он.
«В расходной части есть что урезать, – считает главный экономист ИК „Тройка Диалог” Евгений Гавриленков. – Госкомпании всегда запрашивали много денег из бюджета, часто про запас – в два-три раза больше необходимого, при этом расходовали их не всегда эффективно. И раньше Минфину им было трудно отказать – ведь нефть дорожала, а значит, денег в казне становилось все больше. Бюджет на 2009 год сверстан как раз в этих условиях, и порезать там есть что. Теперь ситуация изменилась, и Минфин умерит аппетиты госслужащих». Однако надежда на то, что это будет справедливо и адекватно ситуации, мала. «Выиграют кураторы тех организаций и проектов, у кого будет выше лоббистский потенциал», – полагает Николаев. Особенно в ситуации, когда решения будут приниматься спешно и очень ограниченным кругом лиц.