Государство готово помочь автопрому ( газета РБК daily, 5 ноября 2008 )
Государство готово помочь автопрому ( газета РБК daily, 5 ноября 2008 )
С помощью пошлин
Юлия Карулина
На прошлой неделе профильные ведомства начали обсуждение таможенно-тарифных мер, которые должны поддержать отечественный автопром в условиях кризиса. Возможностей у чиновников немного. Самая серьезная из предлагаемых мер — повышение импортных пошлин до 35% на легковые автомобили — вызовет протест со стороны производителей иномарок и их дилеров, которые тоже оказались в нелегком положении. Другая возможная мера — введение запретительных пошлин на автомобили старше семи лет — отечественным заводам не сильно поможет, зато вызовет протесты на востоке страны. В результате Минпрому и Минэкономразвития останется расширять возможности промсборки.
В субботу представители Минпромторга, Минэкономразвития и других профильных ведомств провели заседание рабочей группы, которая должна подготовить предложения для заседания правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, сообщил РБК daily представитель МЭРа. Предварительно заседание комиссии назначено на 7 ноября, но может быть и перенесено, сказал он. Между тем на прошлой неделе Владимир Путин на заседании правительства высказался за введение таможенно-тарифных мер по защите автопрома. «Импортеры не должны получать излишние преимущества», — приводятся слова премьера на интернет-портале правительства РФ.
Впрочем, пока что в предложениях отечественных автозаводов и отраслевых объединений было перечислено не так уж много возможных мер. Самая радикальная — повышение пошлин на импортные легковые автомобили с 25 до 35%, на грузовики — с 10—15% и на автобусы с 10—20 до 25%. Эту идею давно продвигает Объединение автопроизводителей России, а недавно ее предложила и группа ГАЗ в обращении к президенту Дмитрию Медведеву. Ранее в рамках переговоров по вступлению России в ВТО Россия обязалась снизить пошлины на импортные легковушки с 25 до 15% в течение семи лет, однако теперь, когда вступление в ВТО уже неактуально, а ценовая разница между отечественной продукцией и импортом стремительно сокращается, повышение пошлин могло бы дать российским заводам серьезную фору.
Кроме того, отечественные автопроизводители давно выступают за ужесточение пошлин на импорт подержанных иномарок. Сегодня действуют запретительные пошлины на автомобили старше семи лет, а отечественные лоббисты предлагают понизить этот возраст до пяти лет. Правда, подержанные иномарки составляют небольшую часть продаж. По данным аналитического агентства «Автостат», за девять месяцев в Россию было ввезено 306,2 тыс. подержанных автомобилей, а в целом по году объем секонд-хенда составит 400 тыс. штук, прогнозируют аналитики. При том что, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи иномарок за девять месяцев составили 1,6 млн штук. А продажи АвтоВАЗа, самого крупного отечественного производителя, в январе—сентябре составили 533,7 тыс. штук. Правда, по данным аналитического агентства «Автостат», основной поток подержанного импорта (около 75%) приходится на Дальний Восток, причем в основном ввозятся японские праворульные автомобили. Кроме того, участники рынка отметили в этом году рост интереса к подержанным автомобилям премиум-класса из США — за счет низкого курса доллара такие покупки становились выгодными. Таким образом, от ограничения импорта подержанных автомобилей отечественные производители серьезно не выиграют.
Как сообщил РБК daily директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов, меры тарифного регулирования, в частности по увеличению пошлин для пятилетних автомобилей, были включены в протокол майского заседания по вопросам автопрома, и сейчас речь идет об их выполнении с поправкой на изменившуюся за полгода ситуацию. По его словам, в настоящее время разрабатывается два техрегламента: «О безопасности колесных транспортных средств» (окончательное рассмотрение запланировано на 5 ноября) и «О безопасности колесных транспортных средств в эксплуатации» (Минтранс должен разработать в течение 2009 года), однако ни в том ни в другом документе речь о запрете автомобилей с правым рулем не идет.
Еще одна идея, которую выдвинула Национальная ассоциация производителей автомобильных компонентов (НАПАК), — расширение таможенного режима «переработка для внутреннего потребления» на импорт комплектующих для производства автомобильных компонентов. По данным РБК daily, НАПАК с начала этого года продвигает в профильных министерствах новый режим как альтернативу промсборке, но только в сентябре президент НАПАК Алексей Ипатов решился заговорить о ней публично — на выставке IAA в Ганновере. Впрочем, по мнению руководителя автомобильной практики Ernst & Young Ивана Бончева, воплощение нового режима потребует еще много времени.