Деньги на ветер? ( журнал Эксперт Online, 7 ноября 2008 )
Деньги на ветер? ( журнал Эксперт Online, 7 ноября 2008 )
Премьер Владимир Путин утвердил "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики». В краткосрочной перспективе он может поддержать некоторые отрасли российской экономики, но в средне и долгосрочной перспективе может спровоцировать весьма негативные последствия.
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
Ольга Шевцова, автор «Эксперт Online»
План, состоящий из 55 пунктов, предполагает принятие ряда законопроектов, касающихся совершенствования инфраструктуры финансовых рынков и банковской системы, а также выделяет конкретные приоритетные отрасли экономики, которым будет оказана господдержка. В частности, в ноябре планируется подготовить проекты трех федеральных законов: об исключении безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации компаний, о совершенствовании механизмов регулирования несостоятельности небанковских финансовых организаций и о введении внесудебного порядка погашения требований залоговых кредиторов в случае банкротства компаний. Также в ноябре правительство утвердит проект закона о введении института депозитарного учета закладных, снижающего издержки при их обращении, в целях упрощения секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов. Кроме того, предполагается уточнить условия выпуска биржевых облигаций, в том числе разрешить выпуск биржевых облигаций сроком до трех лет. Помимо этого, правительство должно подготовить рекомендации коммерческим банкам (в том числе банкам с государственным участием), использующим различные формы государственной поддержки (в том числе получившим субординированные кредиты), в приоритетном порядке направлять средства на поддержку ряда отраслей экономики.
Кроме того, правительство планирует подготовить проект закона для сокращения срока мониторинга и периода, на который устанавливается экспортная таможенная пошлина на нефть.
В декабре планируется одобрить законопроект о расширении возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений лиц, не воспользовавшихся правом выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда. Будет также подготовлен проект закона о введении института общего собрания владельцев облигаций как механизма консолидации мнений владельцев облигаций.
Также план правительства предусматривает подготовку к I кварталу 2009 года проекта федерального закона, регламентирующего процедуру закупок товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, в том числе, устанавливающего преференции для поставщиков российских товаров.
Меры по оздоровлению экономики также предусматривают принятие законов и нормативных актов, направленных на поддержку внутреннего спроса, поддержку рынка труда и социальную поддержку граждан. Также перечислены отрасли, которые смогут рассчитывать на господдержку – посредством преференций при размещении госзаказа, субсидировании процентных ставок кредитов, ограничения импорта, получения кредитов от российских банков. Это жилищное строительство, сельское хозяйство, автомобилестроение и сельскохозяйственное машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, сырьевой и транспортный комплексы, а также малый бизнес.
Мер, которые реально смогут помочь российской экономике в условиях кризиса, в плане Путина не так много, — считают эксперты. «Прежде всего, это усиление контроля за использованием банками полученной господдержки, — говорит зам. руководителя аналитического департамента ООО «Совлинк» Ольга Беленькая. — На мой взгляд, вопрос целевого использования средств, получаемых банками от государства, является одним из самых актуальных. Государство поддерживает банки не для получения ими спекулятивных сверхприбылей, а для поддержки приоритетных секторов экономики, и у него достаточно возможностей, чтобы требовать и добиваться результата».
Другая полезная мера — исключение безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации.
«Это существенно для многих организаций, — считает Беленькая. — Кризис усиливает процесс слияний и поглощений, а реорганизация становится формальным поводом для требования досрочного погашения долга, рефинансировать который в текущих условиях практически невозможно».
По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, очень важным является и предоставление госгарантий по кредитам. Таким образом может восстановится кредитование, так как риски застрахованы.
Недоумение и критику вызывает, прежде всего, перечень отраслей, которые получат антикризисную помощь. «Выбор приоритетов финансового оздоровления с одной стороны объясняется участием государства в соответствующих отраслях (ОПК, авиастроение, транспортный комплекс), с другой — желанием не допустить резкого роста социальной напряженности (поэтому, например, поддерживаются сельское хозяйство и малый бизнес), — объясняет старший менеджер Департамента государственного консалтинга ЗАО «АКГ «РБС» Алексей Калинин. «Однако эти отрасли не существуют без смежных отраслей, а внутри каждой отрасли предприятия находятся в разном финансовом положении», — считает руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. «Должны быть или уж совсем автоматически работающие механизмы по определенным критериям, или ручное управление. Тогда надо называть не отрасли, а ключевые компании. Пока что принцип отбора тех, кто получает господдержку, непонятен», — говорит эксперт.
«Мне не нравится такая выборочность, — соглашается Николаев. – Но если бы надо было выбирать, кому помочь, я бы отбирал те отрасли и компании, у которых испортилась ситуация по независящим от них обстоятельствам. К таким отраслям можно отнести металлургию, например, где цены падают в разы, а получить внешнее финансирование сейчас нереально. В то же время когда у металлургов были деньги, они пускали их на техперевооружение, реконструкцию и другие полезные вещи. А поддержка жилищного строительства будет только поддерживать неадекватно высокие цены на жилье».
Генеральный директор ЗАО «Финэкспертиза-консалтинг» Дмитрий Шустерняк отмечает, что весь план Путина сводится к решению текущих проблем, следствий, а не причин. Поддерживая отдельные отрасли, антикризисные меры только усугубят, законсервируют неэффективную российскую экономику.
«Главное, что нужно сделать в нашей экономике — ее реструктурировать. У нас неэффективное производство, у нас неэффективные промышленные и особенно агропромышленные предприятия. К сожалению, все эти меры, которые перечислены в документе, направлены на решение только текущих проблем, следствий, а не причин. Тем, у кого нет денег, чтобы рефинансировать неоправданно большие долги, государство выделит кредиты на рефинансирование. У кого потребители не покупают некачественную и слишком дорогую продукцию, эту продукцию выкупит государство. В очень краткосрочной перспективе — это поможет предприятиям пережить последствия кризиса или, по крайней мере, облегчит проблемы. А вот в долгосрочной перспективе эти меры даже вредны. Мы просто сохраняем их в этом неэффективном состоянии, ничего не предпринимая для того, чтобы исправить ситуацию, устранить причины их проблем. А значит структурные проблемы остаются и рано или поздно аукнутся снова. Главная ошибка на сегодняшний день: мы боремся со следствиями, а не с причинами», — говорит Шустерняк.
Последствия могут быть хуже всяких негативных прогнозов. У государства не хватит денег до бесконечности поддерживать настолько неэффективную экономику. Деньги рано или поздно кончатся. Государство все равно встанет перед проблемой, когда предприятия начнут разоряться, но денег на помощь к тому времени уже не будет.