Правительство поможет РЖД ( газета РБК daily, 14 ноября 2008 )
Правительство поможет РЖД ( газета РБК daily, 14 ноября 2008 )
Финансированием инвестпрограммы монополии
Екатерина Годлевская
Прогнозы «Российских железных дорог» (РЖД) об ухудшении собственного финансового состояния возымели успех. Решив не сокращать инвестпрограмму монополии на 2009 год, правительство пообещало РЖД помочь с ее финансированием. Кроме этого, власти, несмотря на ожидаемое снижение грузооборота, согласились на повышение с января 2009 года тарифов на грузовые перевозки.
Вчера на заседании правительства РФ были утверждены инвестпрограмма и финансовый план РЖД на 2009 год. Как сообщил журналистам министр транспорта Игорь Левитин, было принято решение не сокращать инвестпрограмму монополии на следующий год и утвердить ее в объеме 434,2 млрд руб. Инвестиции на 2010 год запланированы в объеме 536,1 млрд руб., на 2011 год — 624,3 млрд руб. При этом инвестпрограмма на текущий год была сокращена на 20%, до 388 млрд руб.
Игорь Левитин отметил, что правительством был принят самый «жесткий вариант» финансового плана РЖД на 2009 год, предусматривающий снижение доходности компании на 6% и потери доходов в 75 млрд руб. Оказалось, что правительство решило обязать Минтранс и Минэкономразвития изыскать источники покрытия дефицита инвестпрограммы. РЖД при этом оговорились, что для выполнения своих обязательств закупки стройматериалов и металлов должны производиться со снижением цены на 20%. Также необходимо по возможности избежать падения грузооборота. Так, по словам г-на Левитина, мощности монополии должны быть полностью задействованы. «Наша задача — предусмотреть источники финансирования и обеспечить промышленными заказами железнодорожников», — цитирует министра ИТАР-ТАСС. Сообщается, что президент РЖД Владимир Якунин в целом доволен решениями правительства.
Как сообщил РБК daily представитель РЖД, дополнительно к 75 млрд, которые будут искать Минтранс и Минэкономразвития, монополия самостоятельно привлечет 153 млрд заемных средств. Из них около 60 млрд железнодорожники могут получить в результате размещения нового для российской экономики вида ценных бумаг — инфраструктурных облигаций. Сейчас РЖД ведут переговоры с банками о ставке, под которую монополия будет выпускать данные ценные бумаги. Как отмечает управляющий партнер «РайтсолКСМ» Александр Кошкин, основная особенность такого вида облигаций — их долгосрочный характер (срок окупаемости инфраструктурных объектов может составлять 20—25 лет), а значит, возникают совершенно иные риски и потребность в иного вида гарантиях обеспечения этих облигаций. По его словам, эта категория ценных бумаг сегодня не прописана в российском законодательстве и, возможно, в существующую нормативно-правовую базу будут внесены соответствующие изменения. Директор транспортных и инфраструктурных проектов аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» Алла Уварова отмечает, что даже во время экономического кризиса бумаги РЖД будут востребованы рынком.
Еще одной статьей привлечения финансирования для инвестпрограммы может стать выкуп государством допэмиссии РЖД на 41 млрд руб. Кроме этого, правительство приняло решение не изменять принятый ранее тарифный план. Это значит, что в течение 2008 года предлагается повышение тарифов на 21,1% (декабрь к декабрю), учитывая дополнительное повышение тарифов с 1 июля 2008 года на 8%. С 1 января 2009 года тарифы на грузовые перевозки повысятся на 12,5—14%, в 2010 году — на 9,7—13,7% и в 2011 году — на 10—14%. Руководитель агентства Infranews Алексей Безбородов полагает, что очередное повышение в нынешних экономических условиях приведет к еще большему падению грузооборота (минимум на 10%), а значит, увеличит убытки РЖД (в том числе и от простоя вагонов). Однако эксперт ИГ «КапиталЪ» Иван Завадский настроен более оптимистично, полагая, что, во-первых, экономические трудности сподвигнут РЖД на оптимизацию затрат, в том числе за счет совершенствования собственной логистики, а во-вторых, реальная помощь государства железнодорожной инфраструктуре поможет удержаться и реальному сектору экономики.