Отдых без приключений ( журнал Эксперт Online, 5 декабря 2008 )
Отдых без приключений ( журнал Эксперт Online, 5 декабря 2008 )
Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении финансовой ответственности туроператоров. В результате рынок может сузиться на треть, считают представители туриндустрии. При этом стопроцентной гарантии возврата денег у туриста в случае банкротства туроператора все равно не будет.
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
Сегодня Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «Об основах туристической деятельности», увеличивающий фингарантии для туроператоров. Минимальный размер финансового обеспечения для туроператоров в сфере выездного туризма составит 30 млн рублей, если объем реализованных услуг туроператора был не более 100 млн рублей в год. В случае если туроператор реализует туристические путевки на большую сумму (более 100 млн рублей в год), минимальный размер его финансового обеспечения повышается до 100 млн рублей. На сегодняшний день фингарантии составляют для всех туроператоров 10 млн рублей.
Для тех, кто работает в сфере внутреннего туризма, фингарантии не меняются – 500 тыс. рублей, для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма, – 10 млн рублей.
По мнению председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова, поправки позволят снизить количество правовых конфликтов и правонарушений в сфере туристической деятельности, обеспечат защиту участников рынка от недобросовестной конкуренции и повысят прозрачность деятельности туроператоров.
К решению увеличить фингарантии законодателей подтолкнул летний скандал [1] с разорившейся фирмой «Детур». Тогда вернуть свои деньги смог лишь каждый третий из обманутых клиентов. Страховая компания РОСНО, работавшая с «Детуром», получила более 250 заявлений о возмещении ущерба на общую сумму 28 млн рублей. Стало понятно, что нынешние страховые суммы (10 млн рублей) не способны покрыть все претензии потребителей.
Туроператоры по-разному воспринимают законодательные инициативы депутатов. Очевидно, что для крупных компаний выплата страховых взносов не составит большого труда. В год надо будет платить около 1% страховой премии (рекомендованная премия составляет 2,4%, но сейчас страховые компании соглашаются на более низкий процент, что будет дальше в связи с кризисом – непонятно), то есть около 1 млн рублей для крупных туроператоров. Их обороты же доходят до 5−10 млрд рублей в год. Скрепя сердце новый размер фингарантий переживут и средние компании. «Эта планка – более или менее справедливая цена, для нас это не копейки, но мы готовы платить, – говорит директор по туризму „Коллаж-сервиса” Георгий Леонтьев. – Выездной туризм – серьезный бизнес, и ответственность должна быть серьезная». Для мелких же туроператоров выхода три: объединяться, уходить в тень или просто закрывать свой бизнес, становиться агентствами. При этом большинство, скорее всего, выберут именно последний вариант, отмечает Леонтьев, основываясь на данных своего опроса. Амбиции многих не дают им разделить бразды правления с кем-либо еще. Тяжело придется и региональным компаниям, у которых объемы небольшие, а с учетом кризиса, по данным экспертов, они уже сократились процентов на 30.
По оценке президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, после вступления нового закона в силу число туроператоров выездного туризма может сократиться как минимум на треть (сегодня их около 3 тыс.). Однако их может стать еще меньше, поскольку многие не выдержат кризиса.
Это может привести к монополизации на туристическом рынке и более скудному набору турпродуктов. «Обычно индивидуальными, экзотическими турами занимаются небольшие нишевые компании, и они вряд ли выдержат увеличение финансовой нагрузки», – говорит замдиректора турфирмы «Древняя слобода» Аркадий Агранат.
Но главное – нет уверенности, что новые фингарантии смогут покрыть все убытки в случае проблем у туроператоров. «В высокий сезон у крупного оператора 100 млн рублей набирается за три-четыре дня продаж. Если с ним что-то случается (а в кризис такая вероятность возрастает), то получить свои деньги смогут далеко не все туристы», – говорит Шпилько. Эту проблему, по его мнению, можно решить, только если отказаться от фингарантий и страховать каждого отдельного туриста. «Это было бы правильно», – соглашается Леонтьев. В этом случае все туристы были бы застрахованы, а туроператоры платили бы исходя из количества своих туристов.
Однако столь простое предложение не вызвало одобрения в Госдуме. Наблюдатели считают, так получилось потому, что автор законопроекта, предлагающего увеличить обязательства в 3−10 раз, Александр Коваль является не только депутатом Госдумы, но и президентом Всероссийского союза страховщиков. В кризисное время страховщики очень заинтересованы в ликвидности – за время действия фингарантий они получили более 400 млн рублей, из которых выплатили лишь 5%.
Что же касается страхования для компаний, работающих во внутреннем и въездном туризме, то против этого выступают практически все участники рынка. «Въездной туризм привлекает деньги в Россию, компаниям, которые этим занимаются, надо еще доплачивать», – говорит Леонтьев. «В то же время плата с таких компаний берется вообще ни за что, – отмечает Шпилько. – Иностранных туристов страхует не принимающая сторона, а отправляющий их туроператор. За время действия фингарантий ни одного обращения со стороны иностранных туристов не было».
Во внутреннем туризме маржа у операторов очень мала, а рисков также немного, поэтому и здесь можно обойтись без гарантий.
В то же время увеличение размера фингарантий вряд ли серьезно скажется на кошельке туриста. «Максимум возможно увеличение стоимости тура на 10−20 евро, – считает Леонтьев. – Дело в том, что туристов становится все меньше, и туроператоры будут жестко конкурировать между собой, в том числе предлагая лучшие цены на свои продукты».