Разрулит все ( журнал Эксперт Online, 19 декабря 2008 )
Разрулит все ( журнал Эксперт Online, 19 декабря 2008 )
На прошедшем сегодня под руководством премьер-министра России Владимира Путина совещании в Набережных Челнах по поддержке российского автопрома в условиях финансового кризиса глава правительства сделал ряд громких заявлений.
Денис Квасов, автор «Эксперт Online», «Эксперт Казахстан»
Прежде всего Путин отметил, что глобальный кризис ударил по всему мировому автомобилестроению. В США ведущие автопроизводители, которые десятилетиями «задавали моду» на мировом рынке, находятся на грани банкротства. По последним данным, в ноябре продажи новых автомашин снизились в Великобритании на 37%, в Испании – на 49%, а в Японии – на 18%. К сожалению, не стал исключением и отечественный автопром. В ноябре выпуск легковых автомобилей сократился на 7,2%, грузовиков и автобусов – более чем на 50% (все – по сравнению с ноябрем прошлого года). Основная причина проблем, с которыми столкнулись автопроизводители, – резкий спад спроса как со стороны населения, так и коммерческих покупателей. «В сложившихся условиях действия правительства должны быть направлены на смягчение этой негативной тенденции», – заявил премьер.
В связи с этим Владимир Путин высказал ряд предложений по стимулированию продаж российских автомобилей и помощи автопроизводителям. В частности, премьер предложил выделить 12,5 млрд рублей на госзакупки автомобилей. «Значительные объемы автомобильной техники ежегодно закупаются для государственных нужд. Считаю, что в 2009 году государство должно увеличить закупки, тем более что автопарк наших социальных отраслей, милиции, Министерства обороны, МЧС требует дальнейшего обновления. На эти цели предлагаю дополнительно выделить федеральным органам исполнительной власти 12,5 млрд рублей», – сказал глава правительства. При этом эти средства, по его словам, должны быть распределены таким образом, чтобы не только решить ведомственные задачи, но и равномерно поддержать производителей различных типов машин. Кроме того, Минтрансу поручено осуществить маневр средствами ФЦП «Модернизация транспортной системы» и направить до 40 млрд рублей на закупку отечественной дорожной техники, отметил Путин.
Также премьер отметил, что считает недопустимым расходовать госсредства на покупку иномарок. «Бюджетные ресурсы, средства естественных монополий и, рассчитываю, крупнейших частных компаний должны пойти на закупку продукции отечественного производства. Сегодня, когда наши производители вынуждены сокращать производство, считаю абсолютно недопустимым расходовать деньги на приобретение импортных машин», – заявил Путин. Он, правда, оговорился, что имеет в виду лишь так называемый прямой импорт. Что же касается новых сборочных предприятий, созданных на территории России зарубежными автомобильными концернами, то они тоже, по словам премьера, являются полноценными отечественными производителями. И в этом смысле производство Ford в Всеволожске ничем не отличается от вазовского. «Зарубежные сборочные компании, работающие в России, также вправе рассчитывать на поддержку государства. Разумеется, при условии полного выполнения требований по локализации производства», – сказал премьер. Впрочем, вряд ли теперь чиновники в регионах осмелятся на покупки новых иномарок представительского класса. Некоторые уже пошли на эти жертвы. К примеру, 15 декабря на сайте официальной информации о государственных и муниципальных заказах Новосибирской области было размещено уведомление об отмене открытого конкурса на поставку автомобиля Audi Q7 стоимостью 3 млн рублей для нужд Новосибирского областного совета депутатов (извещение о конкурсе на сайте было размещено всего лишь 11 декабря).
Помимо этого, власти России будут субсидировать две трети ставки рефинансирования по кредитам для россиян на покупку автомобилей ценой до 350 тыс. рублей, выпущенных в России. «Важнейшая задача – восстановить потребительскую активность населения. Для этого предлагаются следующие меры: субсидировать процентные ставки по кредитам граждан на приобретение автомобилей», – сказал Путин. Эта мера будет действовать с 2009 года. В этой связи премьер порекомендовал тем, кто планирует купить автомобиль, сделать это в следующем году.
Естественно, был поднят на совещании и вопрос о повышении таможенных пошлин на ввоз в страну подержанных иномарок, что привело в ярость население Дальнего Востока. «Я регулярно бываю на Дальнем Востоке, общаюсь с людьми и считаю, что их озабоченность является обоснованной, – сказал Путин. – Я не раз слышал такой вопрос: почему мы должны покупать отечественные автомобили, ту же „Ладу”, в два-три раза дороже, чем граждане, проживающие в европейской части России?» «Дело прежде всего в высоких транспортных издержках, – пояснил он. – Перевозка одной машины по железной дороге с Дальнего Востока в европейскую часть обходится примерно в 43 тыс. рублей. А чтобы перевезти из Европы на Дальний Восток, за это гражданин может уплатить и до 70 тыс. рублей». «Конечно, это несправедливо», – констатировал глава правительства. И тут же предложил обнулить тарифы на железнодорожную перевозку отечественных автомобилей, произведенных в европейской части РФ. Добавив, что «выпадающие доходы РЖД будут компенсированы из государственного бюджета».
«Мы должны позаботиться и о нашем товаропроизводителе, и о наших рабочих, мы должны обеспечить и налоговые поступления в бюджеты, – подчеркнул он. – И, конечно, мы должны будем, и сейчас уже думаем как, обеспечить интерес наших граждан по приобретению отечественных автомобилей». «В последние годы отечественный автопром набрал достаточные темпы роста: в отрасль пришли значительные инвестиции, были созданы тысячи новых рабочих мест, налажен выпуск конкурентоспособной продукции, в том числе и на заводах, выпускающих традиционные отечественные марки. Не поддержать сегодня эту отрасль – значит перечеркнуть многое из того, чего мы с таким трудом добились. Поэтому принятые сегодня решения должны быть максимально быстро и эффективно реализованы», – отрезал премьер-министр страны.
Предложенный пакет мер несколько озадачивает своей весомостью и беспрецедентностью, с одной стороны, а с другой – весьма ярко выраженной «односторонностью». Поддержка отечественного автопрома – дело святое, и спорить с необходимостью как помощи попавшей в жернова мировых финансовых катаклизмов отрасли, так и существования разумной протекционистской политики власти было бы неразумно. Отметим в то же время, что ни одна другая сфера (кроме, может быть, непосредственно финансовой) такую мощную поддержку пока не получила даже на словах. А ведь проблемы из-за кризиса испытывают не только (и, пожалуй, даже не столько) автопром и банки, но и строительство, сельское хозяйство, металлургия, розница – список можно продолжать долго. Тем не менее про них пока как-то подзабыли. С другой стороны, есть и игроки автомобильного рынка в секторе импортируемых иномарок, и все названные инициативы весьма серьезно осложнят им жизнь. Что же касается Дальневосточного округа, то перспектива получить слегка подешевевшие за счет компенсаций логистических затрат Lada вместо оказавшегося фактически под запретом бизнеса по импорту подержанных «японок» – вряд ли кого из местных сильно обрадует. Очевидно, в текущих условиях власть вынуждена какой-то из сторон пожертвовать – совместить поддержку и той и другой стороны действительно проблематично. Судя по заявлениям Путина, вопрос о «жертве» решен однозначно, а митинги против повышения пошлин на автоимпорт [1], прокатившиеся по стране, на главу правительства впечатления не произвели.