Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Стопотворение ( журнал Эксперт Online, 13 января 2009 )

Стопотворение ( журнал Эксперт Online,  13 января 2009 )

Транзит российского газа в Европу через территорию Украины, который должен был возобновиться сегодняшним утром, так и не начался. Москва обвиняет в этом Киев, который, по ее мнению, намеренно обостряет газовую проблему, а Киев, в свою очередь, пеняет Москве на нереальность выставленных условий транзита.

Али Алиев, специальный корреспондент «Эксперт Online»

«Газпром» подал газ для европейских потребителей в согласованном объеме, однако российский газ не был принят в газотранспортную систему Украины. Об этом доложил премьер-министру Владимиру Путину сегодня вечером глава российского концерна Алексей Миллер. По его словам, «газ дошел до линейного крана (с украинской стороны), однако в газотранспортную систему российский газ не поступил». Транзит российского «голубого топлива» в первую очередь должен был поступить по заявкам наиболее пострадавших стран: Болгарии, Румынии, Турции, Македонии, Греции и Молдавии, а также Словакии. По данным главы «Газпрома», объемы для транспортировки на Балканы должны были составить 76,6 млн кубометров газа, а также 22,2 млн кубометров газа для Словакии.

Напомним, что возобновление транзита российского газа в страны ЕС через украинскую газотранспортную систему (ГТС) должно было начаться во вторник с 10 утра по московскому времени, и, по оптимистичным расчетам, уже после 16.00 мск «голубое топливо» стало бы поступать на Балканы и в Словакию. Однако газ до замерзающих европейских потребителей так и не дошел, и практически весь день конфликтующие стороны обменивались взаимными обвинениями в срыве поставок.

Полномочный представитель президента Украины по вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский разъяснил ситуацию так: «Сегодняшняя заявка российской стороны о якобы возобновлении подачи газа носит абсолютно провокационный характер, так как перед украинской ГТС ставится технологически нереальная задача. По его словам, традиционно газ в направлении станции «Орловка» поступает по транспортным коридорам через ГИС «Валуйки» (Белгородская область) и «Писаревка» (Ростовская область). А предложенный «Газпромом» маршрут через «Суджу» означает, что газ необходимо поставлять по обходному маршруту и парализовать для этого внутреннюю систему подачи газа в Донецкую и Луганскую области. «Это провокация против Украины», – подчеркнул он.

По словам Соколовского, российским специалистам хорошо известно, что после прекращения поставок газа украинская система была переведена в автономный режим работы, и обеспечить предложенный маршрут транспортировки газа после такого нештатного режима она не может. «Все это делается сознательно, чтобы в очередной раз выдвинуть обвинения в адрес Украины, поставить под сомнение ее имидж надежного транзитера», – отметил уполномоченный президента. Соколовский также опроверг сообщения «Газпрома» о том, что Украина отказывается принимать российский газ для транзита. «Российский газ поступает. Украина просто не имеет таких кранов, чтобы физически перекрыть его вход в свою ГТС», – подчеркнул уполномоченный президента.

Как позже пояснил глава НАК «Нафтогаз Украины» Олег Дубина, НАК не мог принять заявку «Газпрома» на транзит в направлении «Орловки», поскольку в этом случае пришлось бы оставить без газа Одесскую, Донецкую, Луганскую и часть Днепропетровской области. Как сообщил глава «Нафтогаза», Украина объяснила представителям Еврокомиссии сложившуюся ситуацию и обратилась к ним с просьбой поспособствовать в подписании технического соглашения между НАК и «Газпромом», которое урегулирует работу газотранспортных систем двух стран.

Впрочем, поставив Киев в незавидное положение оправдывающейся стороны, Москва продолжила пропагандистское наступление. Глава «Газпрома» Алексей Миллер в ходе сегодняшнего посещения вместе с премьером Владимиром Путиным центрального производственно-диспетчерского департамента «Газпрома» назвал несостоятельными объяснения руководства «Нафтогаза Украины», почему газ не поступает в газотранспортную систему страны. «Не может быть никаких причин, по которым газ не подается», – отрезал Миллер. Он подчеркнул, что газоизмерительная станция «Суджа» – это станция, с которой газ подается «исключительно в экспортном режиме, и его должны получать европейские потребители». Миллер, отвечая на вопрос Путина, сообщил, что «Газпром» принял заявки на поставку газа по всем балканским странам», однако ГТС Украины закрыта и «мы не можем поставить ни одного кубометра газа».

Позже глава российского газового монополиста сообщил журналистам, что «Нафтогаз Украины» отказался подавать российский транзитный газ на экспорт на газоизмерительную станцию «Ужгород». «Во вторник была подана заявка украинской стороне на транзит через ГИС „Ужгород” в направлении ГИС „Велки-Капушаны” (Словакия) 22,2 млн кубометров российского транзитного газа. Ответ Украины по этому направлению, как и по балканскому, – отрицательный», – заявил Миллер. Поэтому «Газпром» уже предупредил европейских потребителей газа о форс-мажорных обстоятельствах «из-за действий транзитной стороны».

Некоторые российские аналитики также склонны винить во всем украинскую сторону. К примеру, директор департамента НКГ «2К Аудит – деловые консультации» Александр Шток считает, что, закрывая транзит в ЕС, Украина фактически прибегает к последней возможности надавить на Россию. Если ранее в решении газового вопроса Украина могла рассчитывать на поддержку со стороны Евросоюза, то теперь ЕС самоустранился от переговоров Украина–Россия. По его словам, Украина, которая уже проиграла информационную войну и лишалась поддержки Евросоюза, решилась на крайние меры. Перекрыв вентиль Европе, Киев фактически взял вину на себя за срыв поставок газа в ЕС, считает Шток.

Симптоматично, что Владимир Путин в сегодняшних телефонных разговорах со своими европейскими коллегами несколько раз отмечал, что российский газ просто не проходит через газотранспортную систему Украины. «Она не работает», – сказал он председателю правительства Болгарии Сергею Станишеву и премьеру Словакии Роберту Фицо. По мнению главы российского правительства, «представляется необходимым активное взаимодействие стран-получателей российского газа с руководством Украины» с целью обеспечения функционирования газотранспортной системы Украины для доставки российского газа европейским потребителям. Если учесть недавнее напоминание российского премьера о международном консорциуме, который готов взять в аренду газотранспортную систему Украины, то легко сделать вывод, что российское руководство еще не покинула надежда с помощью ЕС получить доступ к управлению украинской ГТС.

Впрочем, достижение этой цели весьма проблематично. Не зря президент Украины Виктор Ющенко сегодня снова отметил необходимость отстранения от политического аспекта в цене на газ и перехода к рыночным отношениям. «Мы не хотим иметь политическую цену на газ… За эту цену мы расплачиваемся утратой суверенитета нации», – сказал он. При этом в ЕС тоже понимают разницу между политическими спорами и «спорами хозяйствующих субъектов». Так премьер-министр Польши Дональд Туск уже возложил ответственность за срыв поставок российского газа в Польшу на «Газпром». «Я разговаривал с главой Европейской комиссии Жозе Мануэлом Баррозу о влиянии этого кризиса на Россию и членов ЕС. И с нашей точки зрения, ответственность несет и должна нести Россия, так как мы являемся потребителем, который платит, а поставщик, которому мы платим, ответствен за поставки газа», – сказал он. «Ответственность не распространяется на других участников конфликта, а только на того, кому мы платим, поэтому поставщик должен нести основную ответственность за поставки газа», – добавил глава польского правительства.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Джим Рон, великий мотиватор и бизнес-тренер

Опасность откладывания дел на завтра состоит в том, что когда завтра наконец наступает, то оно называется "сегодня". Сегодня - это вчерашнее завтра.

 

Сделать стартовой