Переобучение и общественные работы ( журнал Эксперт online, 21 января 2009 )
Переобучение и общественные работы ( журнал Эксперт online, 21 января 2009 )
43 млрд рублей правительство выделит на борьбу с безработицей. Еще 18,9 млрд добавят регионы. Из всех пунктов плана наиболее важными эксперты считают два – увеличение мобильности рабочей силы и стимулирование малого бизнеса.
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
Государство планирует в 2009 году выделить 43 млрд рублей в форме субсидий на поддержку региональных программ занятости. Об этом сообщил сегодня президент России Дмитрий Медведев на совещании со своими полпредами в федеральных округах, посвященном ситуации на рынке труда. По словам президента, эти деньги нужно использовать целенаправленно, прежде всего на организацию общественных работ, временное трудоустройство, адресную поддержку граждан, включая переезд на работу в другие регионы. «Естественно, эти деньги должны расходоваться также и на дополнительные рабочие места, которые должны создаваться за счет инвестиционных проектов с использованием средств Инвестиционного фонда России», – добавил президент РФ. Он также считает, что деньги должны пойти и на развитие малого предпринимательства, на опережающее профессионально-техническое обучение в случае возникновения угрозы увольнения.
Но регионам следует рассчитывать не только на правительственную помощь, они сами также должны софинансировать программы по борьбе с безработицей. Однако, по данным главы Минздравсоцразвития РФ Татьяны Голиковой, пока регионы к этому не слишком готовы – в общей сложности они готовы выделить лишь 18,9 млрд рублей.
Между тем безработица в России набирает обороты. По сравнению с октябрем она выросла на 20% и составляет 1,5 млн человек, сообщил президент, добавив, что это лишь официальные данные, а скрытая безработица еще больше. «Не все граждане, которые потеряли работу, идут на биржу труда, также велико число тех, кто работает по неполному рабочему графику или вынужден уйти в отпуск», – отметил Медведев.
По мнению главы Центра изучения социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, предлагаемые президентом меры по борьбе с безработицей стандартны и всегда применяются для поддержки занятости. В какой-то степени они могут помочь ситуации на рынке труда, но большого положительного эффекта не дадут.
«Во-первых, непонятны критерии для отбора субъектов федерации, которые получат эти деньги, – говорит руководитель Института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов. – Сверстать программы по борьбе с безработицей на коленке за пару дней нельзя, а раньше об этом просто никто не думал». К тому же, добавляет Евгений Гонтмахер, в границах одного региона разные города и районы в разной степени охвачены безработицей, и помощь должна быть очень четко сфокусирована. В нынешней же ситуации деньги, скорее всего, получат те регионы и те мэры городов, у которых лучшие отношения с федеральным центром или губернатором. К тому же софинансирование госпрограмм региональными деньгами в должном объеме вряд ли возможно. Если Москва еще держится на плаву, то многие регионы испытывают огромные финансовые трудности. По данным директора региональных программ Независимого института социальной политики Наталии Зубаревич, в группе максимального риска сегодня слаборазвитые регионы – Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Бурятия и др., машиностроительные (Тверская, Ярославская, Костромская, Тамбовская и др.) и металлургические области (Челябинская, Липецкая, Кемеровская и особенно Вологодская). «Единственное, что радует, – денег выделяется немного, поэтому потери будут небольшими», – говорит Гонтмахер.
Что же касается перечисленных президентом целей, на которые выделяются деньги, то их достигнуть будет очень нелегко. Взять, к примеру, переобучение. Кого, чему и как переобучать – никто сейчас в России четко на этот вопрос ответить не может. Ситуация очень нестабильная, спрос на кадры удовлетворяется быстро. Конечно, в России есть положительный опыт переобучения безработных. «Люди обязательно находят работу после переобучения, может быть, не сразу, но через два-три месяца точно. В прошлом году на повторный учет службой занятости было поставлено не больше 5% безработных, и с каждым годом этот процент падает», – заявлял начальник Управления государственной службы занятости населения города Москвы Сергей Дудников. Но это Москва, да и заявление Дудников делал в 2007 году. «Массовая переквалификация потребует больших затрат, – говорит руководитель отдела по связям с общественностью Avanta Personnel Надежда Ляховская. – К тому же хорошая переквалификация занимает много времени, особенно переподготовка специалистов высокого уровня. Но в условиях массовых сокращений сделать это невозможно, а служба занятости, дабы не платить долго пособие по безработице, будет выпускать новоиспеченных специалистов на рынок труда в максимально короткое время. За пару месяцев можно научить новой работе только рабочих низшего звена – токарей, фрезеровщиков. В то же время работодателям сегодня есть из кого выбирать, и они предпочтут взять на работу человека с опытом, чем новоиспеченного специалиста».
Создать занятость в проектах с участием Инвестфонда также непросто. «Частный бизнес отказывается сейчас от участия в длинных проектах, к тому же эти проекты непроработаны, и надежд на то, что они будут реализовываться, очень мало», – говорит Гонтмахер.
Еще один пункт правительственного плана – общественные работы, временный труд на благо собственного города или поселка за небольшую плату. Труд, конечно, низкоквалифицированный – уборка мусора, благоустройство территории, помощь инвалидам, больным. По мнению скептика Гонтмахера, на общественные работы пойдут не более 5% безработных.
Более здравая мера – облегчить россиянам переезд из одного города в другой и сделать их более мобильными. Ситуация везде разная – где-то абсолютная безработица, а где-то нужны люди. Но мобильность населения в России пока очень низкая. «Если исходить из прежних усилий правительства по стимулированию трудовой миграции и общей суммы выделяемых на это денег, то госпомощь может дать лишь минимальную поддержку – оплату дороги и койку в общежитии. «Временные заработки на таких условиях возможны, но для постоянной работы на такие условия мало кто пойдет», – считает Смирнов. Впрочем, эту ситуацию, если правительство основные средства направит именно на увеличение мобильности рабочей силы, вполне можно изменить.
Проблема еще и в том, что кризис сильно ударил по среднему классу, офисным работникам. А программа правительства рассчитана на рабочие специальности. Решить проблемы безработных «белых воротничков» возможно только косвенно – прежде всего вручив «входной билет» в малый бизнес. «Теряющие работу среднеобеспеченные люди могут применить себя в малом бизнесе и обеспечить работой себе подобных. Здесь есть масса возможностей для самореализации, к тому же это достойно и статусно», – считает Гонтмахер. Однако, несмотря на все заявления правительственных чиновников, радеющих за процветание малого бизнеса, создать сегодня малое предприятие по-прежнему очень сложно – и из-за чиновничьего рэкета, и из-за общей нестабильной ситуации.
Между тем прогноз по безработице в 2009 году у независимых экспертов весьма пессимистичный – до 10 млн человек.