У фабричной заставы ( журнал Эксперт online, 26 января 2009 )
У фабричной заставы ( журнал Эксперт online, 26 января 2009 )
В минувшую субботу столичная «Единая Россия» провела у здания АМО ЗИЛ митинг в поддержку российского автопрома. Желающих спасать отечественные машины от мирового кризиса оказалось не так много, впрочем, тоска по экономическому благополучию привела к заводской проходной даже представителей молодежной субкультуры эмо.
Вера Холмогорова, корреспондент «Эксперт Online»
Митинг московского отделения «Единой России» у заводоуправления АМО ЗИЛ стал одним из многих в череде антикризисных акций, которые правящая партия планирует провести в ближайшее время по всей России. Поддержка отечественной промышленности в целом, и автомобилестроения в частности, по мнению единороссов, должна служить достойным ответом на протестные демонстрации, волной прокатившиеся по Дальнему Востоку после введения новых пошлин на иномарки. Не намерены оставлять своим вниманием в ЕР и действия правительства по спасению страны от заокеанских напастей: кульминацией партийных антикризисных акций станет всероссийский митинг в поддержку Владимира Путина и его министров 31 января.
У столичных партийцев особого ажиотажа, впрочем, не наблюдалось. На ступеньках ЗИЛа собралось немногим более полутора тысяч человек. Зато чувствовался крепкий хозяйственный подход «медведей-москвичей»: от метро к заводской проходной любителей отечественного автопрома свозили специально арендованные автобусы, и даже в вестибюле станции «Автозаводская» суровый милицейский голос предупреждал всех причастных и случайных, что до начала митинга осталось десять минут, и хорошо бы на него уже наконец пройти. Не повезло, как и положено, только пассажирам иностранного «автомобильного хлама» (по выражению депутата Мосгордумы Андрея Метельского). На синие партийные знамена и плакаты, сообщающие, кто тут «за Путина, за автопром», им предлагалось смотреть из длинной вязкой пробки, тянувшейся мимо завода по всей эстакаде. Автобусам-то ведь надо было где-то парковаться.
Речи выступающих обещали привычное: поддержку промышленности, сохранение рабочих мест, повышение конкурентоспособности и инновации, заверяли в грядущих успехах, несмотря на временные трудности. Так, депутат Госдумы Елена Панина напомнила собравшимся, что люди, которые говорят, что на российском автопроме давно надо поставить большой жирный крест, заняты «оболваниванием народа». «У нас есть все возможности, чтобы выпускать прекрасную технику, прекрасные автомобили», – резюмировала парламентарий.
«Поддержим Россию, поддержим себя!» – согласно ухнула молодогвардейская молодежь. Лозунг, потрясавший своей честностью, гордо реял над их головами на десятках плакатов. К митингующим прибилась даже тройка девчушек в черно-розовом из недавно заклейменных Государственной думой эмо. Вопреки свойственной этой молодежной субкультуре манере постоянно плакать и печалиться, девушки радовались и бодро скандировали все предложенные им лозунги.
А вот заводских мужиков, наоборот, куда больше заинтересовали листовки Марша несогласных, так же как и акция «Единой России», запланированного на 31 января, – провокаторы их раздавали на задних рядах митинга. «И эти оболванивают. Не меньше, чем всякие Путины», – изрек наконец один из ряботяг, ознакомившись с предложенной агитацией, и, зло смяв листовку, бросил ее в стылую грязь. Без особого внимания осталась и акция движения «Мы», которые притащили на митинг волоком белые «Жигули». «Машина-зверь», при помощи которой они, по словам их лидера Романа Доброхотова, тоже хотели поддержать Путина, якобы сломалась в пути, и пришлось немного поработать «бурлаками». Но оппозиционеров быстро отогнала «Молодая гвардия», а сотрудники ДПС оштрафовали водителя «зверя» на 200 рублей за стоянку в неположенном месте.
Завершился митинг принятием резолюции, в которой помимо заверений в поддержке отечественного автомобилестроения участники акции призвали Госдуму наделить регионы правом выдавать «бюджетные кредиты» переживающим не лучшие времена предприятиям, которые работают «в реальном секторе экономики».
Любопытно, что не прошло и дня после акции, как представители отечественного автопрома подыскали чуть более действенный способ поддержки себя, нежели митинги. Как сообщили в пресс-службе АвтоВАЗа, руководство компании приняло решение об увеличении отпускных цен на весь модельный ряд Lada. Теперь любить отечественный автопром стало дороже. Правда, по мнению экспертов, дальнейшее повышение АвтоВАЗом цены на свою продукцию, пока остальные их снижают, может привести к тому, что Lada из дорогой машины превратится в очень дорогую, а следовательно, и еще менее популярную. Тем более что объем продаж АвтоВАЗа за последнее время и так значительно сократился. Только в последний месяц 2008 года снижение (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) произошло на 39%.