Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Полный ГАЗ! ( журнал Эксперт online, 4 февраля 2009 )

Полный ГАЗ! ( журнал Эксперт online, 4 февраля 2009 )

Правительственная комиссия по повышению устойчивого развития экономики под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова вчера приняла решение об оказании государственной адресной поддержки группе ГАЗ. На примере этого холдинга, считают аналитики, станет понятно, как государство будет помогать реальному сектору.

Галина Щербо, собственный корреспондент журнала «Эксперт», «Эксперт Волга» в Нижнем Новгороде.

На примере одной из крупнейших компаний российского автопрома – группы ГАЗ правительственная комиссия опробует механизм комплексного изучения кризисной ситуации и выработки наиболее эффективных мер по спасению предприятия. Поэтому для участия в совещании были приглашены не только главы четырех министерств, входящих в состав комиссии (Минфина, Минэкономразвития, Минрегионразвития и Минздравсоцразвития), но и руководители Сбербанка, Внешэкономбанка и ВТБ, основные кредиторы холдинга и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

Ранее Игорь Шувалов заявлял, что адресная помощь не является благотворительностью со стороны государства. Даже для снятия социальной напряженности. Поддержка может быть предоставлена только тому предприятию, у которого есть свой план повышения конкурентоспособности и выхода из кризиса. Такую антикризисную программу представили менеджеры ГАЗа, в ее основе – жесткий режим экономии во всех подразделениях холдинга.

На фоне падающего спроса ГАЗ вынужден сокращать объемы производства [1]. Официальная отчетность за 2008 год еще не представлена, но, по данным аналитического агентства «Автостат», в прошлом году объем производства основного предприятия холдинга – Горьковского автозавода уменьшился на 25,1% по сравнению с аналогичными показателями 2007 года и составил 172,96 тыс. автомобилей. Производство коммерческих грузовиков «Газель» и «Соболь» снизилось на 16,4%, до 108,58 тыс., выпуск легковых машин сократился еще сильнее – на 43,8%, до 21,94 тыс. Кроме того, из-за финансовых трудностей под вопросом оказалось осуществление ряда перспективных проектов ГАЗа, в частности запуск производства LDV Maxus в Нижнем Новгороде и выпуск среднего дизельного двигателя в Ярославле. Есть сложности и с реализацией нового легкового автомобиля Volga Siber [2]: в 2008 году ГАЗ планировал выпустить 10 тыс. новых автомобилей, для чего закупил необходимое количество машинокомплектов. Однако в середине декабря из-за отсутствия спроса вынужден был сократить производство до 3−4 тыс. Из этого количества 1,2 тыс. машин так и не были проданы и до сих пор находятся на складах автозавода. Сейчас ГАЗ планирует загрузить линию более востребованными автомобилями класса В.

В прошлом году ГАЗ периодически останавливал главный конвейер автозавода и прекратил выпуск нерентабельной легковой «Волги», а в этом году перешел на гибкий график работы – под фактический спрос (мера, которую используют почти все автопроизводители страны). Так, в январе завод выпустил 2,5 тыс. автомобилей при среднемесячном объеме продаж в 2008 году более 12 тыс. единиц. Аналитик ИК «Тройка Диалог» Геннадий Суханов прогнозирует спад производства на Горьковском автозаводе в первом полугодии на 40−50%. Для того чтобы удержать падение на уровне 10−30% за год, ГАЗ должен снизить себестоимость продукции на 15−20%, рассчитывают отраслевые эксперты.

Такие параметры и заложены в антикризисную программу ГАЗа: в 2009 году компания планирует сократить себестоимость производства на 20%, административные расходы – почти вдвое, снизить затраты на энергопотребление и оптимизировать численность персонала. В конце января ГАЗ объявил, что для удешевления розничной цены своих легких коммерческих грузовиков переходит на комплектацию их двигателями собственного производства [3] УМЗ-4216: из 100 тыс. грузовиков, запланированных к выпуску в 2009 году, 85% ГАЗ намерен оснащать моторами УМЗ.

Но главная проблема холдинга сегодня – сокращение и реструктуризация долговой нагрузки: долги ГАЗа – самые большие среди предприятий автопрома. «ВТБ капитал» оценивает общую задолженность предприятий холдинга в 40 млрд рублей, из которых 30 млрд приходится на краткосрочные кредиты. Ситуация осложняется тем, что из-за падения фондового рынка снижается стоимость акций компании, служащих обеспечением кредитов. Да и некоторые кредиторы уже предпринимают попытки вернуть долги через суд. Так, в январе Альфа-банк подал в суд на Торгово-закупочную компанию ГАЗ и холдинг «Русские машины» (в который входит ГАЗ) для взыскания долга на общую сумму почти 230 млн рублей. Ситуация осложняется тем, что в феврале у ГАЗа наступает оферта по облигациям на сумму около 147 млн долларов.

Для поддержания производственной деятельности группе требуется минимум 1,6 млрд долларов, из которых 1 млрд – только для погашения краткосрочной задолженности. Предоставление госгарантий позволит ГАЗу возобновить действующие кредитные линии и реструктурировать короткие кредиты в средне— и долгосрочные. В ноябре прошлого года ГАЗ уже просил президента РФ Дмитрия Медведева рассмотреть возможность предоставления компании беззалогового кредита Центробанка. Холдинг запрашивал 45 млрд рублей, в том числе 15 млрд – на проектное финансирование для Ярославского завода дизельных двигателей и столько же – на финансирование операционной деятельности нижегородских предприятий (Горьковского автозавода, Заволжского завода гусеничных тягачей и «Павловского автобуса»). Интересы автопроизводителей тогда лоббировали нижегородский губернатор Валерий Шанцев [4] и его ярославский коллега Сергей Вахруков. Кроме того, группа ГАЗ планирует выпустить пятилетний облигационный заем на общую сумму 20 млрд рублей [5] (проспект эмиссии зарегистрирован ФСФР 1 января) и просит комиссию Игоря Шувалова дать поручение ВЭБу выкупить весь объем эмиссии.

Пока не ясно самое главное, какие именно меры будут приняты государством для спасения компании. «Скорее всего, ГАЗ получит поддержку в виде кредитов и госгарантий. Сомневаюсь, что ВЭБ выкупит всю эмиссию облигационного займа – ему ведь надо и другие предприятия поддерживать. Но не исключено, что государство для повышения ликвидности займа может предоставить гарантии рыночным покупателям», – говорит аналитик ИК «Финам» Дмитрий Баранов. Известно, что Минэкономразвития в ближайшее время должно представить меры поддержки группы ГАЗ. В качестве таких мер комиссия обсуждала предоставление госгарантий по кредитам, увеличение объема госзакупок, а также развитие программ лизинга. По экспертным оценкам, быстрый эффект могут дать только госгарантии. ГАЗ рассчитывает, кроме того, на увеличение в 2009 году доли госзакупок, на которые в прошлом году приходилась треть продаж, прежде всего – военной техники. Как сообщил после совещания у Игоря Шувалова Валерий Шанцев, объем госзакупок на ГАЗе в этом году может составить 39 млрд рублей. Однако перечень продукции еще не согласован. При этом, считает Баранов, увеличение объема госзакупок поможет несколько стимулировать сбыт, однако больших денег ГАЗу не принесет. «Очевидно, что вслед за ГАЗом к Шувалову пойдут и другие предприятия отрасли: все они вошли в список компаний, которым будет оказана господдержка. На что могут рассчитывать автопроизводители, станет понятно, когда Минэкономразвития примет конкретные меры по ГАЗу», – отмечает аналитик «Финама».

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Публий Сирус, римский поэт

Вещь стоит ровно столько, сколько готов платить за неё покупатель.

 

Сделать стартовой