Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Сами с мозгами ( журнал Эксперт Online, 17 марта 2009 )

Сами с мозгами ( журнал Эксперт Online,  17 марта 2009 )

 «Нам помощи не надо, лишь бы не мешали. Свяжешься с бюджетными „бабками”, потом не отмоешься», – говорят в коридорах власти уральские «газели» – быстрорастущие компании среднего бизнеса. Они надеются только на собственный креатив, других способов выживания в период кризиса они не видят. Таковы итоги первого конгресса «Уральские „газели”: стратегия и тактика быстрого роста», прошедшего на прошлой неделе в Екатеринбурге.

Артем Коваленко , заместитель главного редактора журнала «Эксперт Урал»

Основой для проведения конгресса стало исследование, которое провел медиахолдинг «Эксперт», используя данные Росстата. По словам шеф-редактора медиахолдинга Татьяны Гуровой, в России сейчас насчитывается около 600 «газелей» (самая большая концентрация, за исключением Москвы и Питера, в Краснодарском крае и Новосибирской области), из них на Урале – примерно 80. Чтобы попасть в эту категорию, компания должна отвечать двум условиям: во-первых, темпы ее развития должны составлять от 30% в год, во-вторых – такие темпы роста необходимо сохранять не менее четырех лет.

Общеизвестно, что «газели» играют существенную роль в отечественной экономике. Однако не все понимают, каким образом функционируют и растут такие предприятия. Татьяна Гурова считает, что «газель» – это бизнес-модель, которая не позволяет себе того, что позволяли другие хозяйствующие субъекты в последнее время. Такие компании добиваются высоких результатов не за счет рывков в отдельные удачные моменты, а устойчиво поддерживая темпы роста на протяжении длительного времени, не допуская замедления ни в одном году. Экономика российской «газели» подчинена задачам быстрого роста: постоянные крупные инвестиции (проблема привлечения финансовых средств), быстрое расширение персонала (проблема дефицита кадров), выращивание управленческих кадров, необходимость постоянно менять организационную структуру. Очевидно, что феномен быстрого роста компаний приобрел общенациональный масштаб. Этот факт требует осознания как самими «газелями», так и страной в целом.

На первом уральском конгрессе «газелей» местный бизнес, не испытывающий проблем с темпами роста, немного нервничает: вниманием со стороны власти и общества он не избалован. Поэтому с особым оживлением предприниматели рассказывают о том, как они вырвались на рынок. По словам управляющей сетью магазинов WOW-МОМ компании «Спецремстрой» (Екатеринбург, один из лидеров пластиковых окон в Свердловской области) Инны Зайцевой, с 1998 по 2006 год стремительно рос строительный рынок в целом и рынок пластиковых конструкций в частности. Основным каналом сбыта на тот период времени компания выбрала дилеров. Но по итогам 2006 года темп роста рынка очень сильно снизился, стала меняться его структура. «Тогда же стало понятно, что нужно бежать со всех ног, чтобы не оставаться на месте», – говорит Зайцева. В то время компания диверсифицировала свой бизнес, выделив работу с дилерами (которые затем продают физическим лицам – вторичный рынок), работу со строительными компаниями (окна в новых домах – первичный рынок) и дистрибуцию (комплектующие для других производителей). И это принесло ей успех.

О взаимодействии же с властью «газели» говорят без энтузиазма. К примеру, гендиректор группы компаний «Урал-пресс» (Екатеринбург, крупнейшее альтернативное почте подписное агентство России) Константин Астафьев вообще считает, что, помогая ФГУП «Почта России», государство нарушает Конституцию РФ. «Ведь есть статьи, оговаривающие конкуренцию и равные условия для конкурирующих игроков. „Почте России” нужно определиться – либо она дотируется государством, либо занимается бизнесом. Здесь либо так, либо по-другому, нельзя брать тендеры, выигрывать в них за счет низких цен, а потом просить деньги у государства. Это абсурд», – сетует Астафьев.

А Владимир Шумаков, председатель совета директоров компании ВЫСО (Ревда, Свердловская область, в сегменте отечественного промышленного сервиса доля составляет 5−7%), сетует на другое. По его словам, одно рабочее место в ВЫСО стоит 180 тыс. евро, здесь работает более тысячи человек, но отечественные машиностроители не производят необходимое для рынка оборудование, из-за чего приходится покупать импортное. Компания занимается промышленным сервисом сооружений, наиболее крупный проект – нефтяная платформа на воде в Тюмени. Эта «газель» начинала с цветной металлургии, затем начала учиться у других компаний, поехала в Европу и поняла, что законы менеджмента и управления одинаковы для всех. «Нам не хватает английского языка, все наши специалисты вынуждены его учить. Нужен жесткий контроль за региональным протекционизмом – если вы не алтайское или татарское предприятие, получить заказ на Алтае или в Татарстане будет чрезвычайно сложно, как будто это отдельные государства, в Европе нет таких ограничений», – говорит Шумаков.

Как государство может поддержать «газелей»? Облегчить доступ к финансовым ресурсам (госгарантии, субсидирование низких процентов), поддержать экспорт и замещение импорта, поддерживать целевые прямые инвестиций «газелей» за рубежом и ввести индивидуализированную поддержку фирм с большим потенциалом роста. Председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров тут же отметил, что в текущем году на поддержку среднего бизнеса из областного бюджета будет направлено 250 млн рублей, а еще 600 млн предполагается получить из целевых федеральных фондов. Премьер также предложил среднему бизнесу создавать коалиции во главе со значимыми фигурами, которые смогут лоббировать интересы компаний.

По словам Татьяны Гуровой, если компания нашла свою нишу, то бизнес, скорее всего, продолжит развиваться. Однако может свернуться сама ниша. В самом тяжелом положении сейчас оказались компании, работающие в сфере торговли, а также те, у кого слишком высокая кредитная нагрузка. «Самое главное для „газели” – это придумать фишку, креативно подойти к решению любого вопроса», – соглашается Леонид Волков, руководитель управления федеральных проектов, заместитель генерального директора ЗАО ПФ «СКБ Контур» (компания основана в 1988 году в Екатеринбурге, сеть филиалов и партнеров по всей стране, занимается разработкой тиражного программного обеспечения, в первую очередь – для электронного юридически значимого документооборота с применением электронной цифровой подписи (и без бумаги), занимая примерно 55% федерального рынка по этому направлению). По его словам, его компания решает вопросы роста не за счет внешних чудес, а ориентируясь на собственные кадры и собственные системные подходы. «Мы поняли, что люди бывают „наши” и „не наши”, и эффективно получается работать только с „нашими”, из тех, кто приходит, надо максимально делать „наших” и самых лучших продвигать, чтобы затыкать кадровые дыры», – уверен Волков.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Карлос Кастанеда

Все, что мы делаем, все, чем мы являемся, основывается на нашей личной силе. Если у нас ее достаточно, то одно сказанное слово может быть достаточным для того, чтобы изменить весь ход нашей жизни. Но если у нас недостаточно личной силы, то прекраснейшие и чудеснейшие отделы мудрости могут быть раскрыты нам, и это раскрытие ни черта нам не даст.

 

Сделать стартовой