Премьерский наказ ( журнал Эксперт Online, 10 апреля 2009 )
Премьерский наказ ( журнал Эксперт Online, 10 апреля 2009 )
Правительство РФ утвердило новый план развития российской энергетики на ближайшие три года. По сравнению с тем, что было запланировано ранее, объем ввода новых генерирующих мощностей будет уменьшен в шесть раз. Таковы итоги вчерашнего заседания кабмина.
Вадим Пономарев, редактор отдела промышленности журнала «Эксперт Волга».
Полный текст решения правительства еще не опубликован. Но, предваряя историческое для энергетики заседание, одним из вопросов которого значилось рассмотрение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики на 2009−2011 годы, премьер-министр Владимир Путин заявил, что, несмотря на кризис, темпы ввода новых энергомощностей необходимо сохранить в ближайшие три года на уровне 2008 года (2 ГВт). Суммарно в ближайшие три года в России должно быть введено 6 ГВт, что в шесть раз ниже, чем было предусмотрено так называемым «планом ГОЭЛРО-2», сверстанным командой Анатолия Чубайса в бытность его главой РАО «ЕЭС России» (за это время результатом реформы энергетики должно было стать увеличение мощности отечественной энергосистемы на 37 ГВт).
В условиях кризиса, сказал премьер-министр, спрос на электроэнергию несколько сократился [1], а во многих регионах РФ образовались резервы. «Но, очевидно, это – временное явление. Восстановление устойчивого экономического роста невозможно без развития электроэнергетики, без глубокой модернизации устаревшего оборудования, строительства новых электростанций, развития сетевого хозяйства», – подчеркнул Путин, обозначив при этом, что новый план развития энергетики потребует около 1,8 трлн рублей инвестиций (на 14,3% меньше, чем было запланировано ранее).
Напомним, когда версталась генеральная схема развития энергетики до 2020 года [2], принятая правительством в феврале прошлого года, в нее закладывался рост энергопотребления на уровне 4−5% в год. Такое было один раз – в 2006 году (на 4,2%). В 2008 году, по данным одного из регуляторов рынка – «Системного оператора», рост составил (да и то за счет хорошего первого полугодия года) лишь 1,9%. В этом году правительство прогнозирует падение спроса на 4,5%, а затем, по мнению чиновников, он снова начнет расти – в 2010 году на 0,1%, в 2011−м – на 1,5%, в 2012−м – на 3%. В этой ситуации федеральное правительство в первую очередь озаботилось инвестпрограммами подконтрольных ему госкомпаний – Федеральной сетевой компании (ФСК), холдинга МСРК, «Русгидро», РАО «ЕЭС Востока», «Системного оператора», концерна «Энергоатом» и ИнтерРАО (вкупе с ОГК-1). В итоге, по словам министра энергетики Сергея Шматко, инвестпрограммы этих компаний будут сокращены за счет издержек и удлинения сроков строительства новых объектов. «Проект решения поддержан, по запросной позиции августа 2008 года инвестпрограмма урезана в деньгах почти на 40%», – уточнил журналистам Шматко по окончании заседания правительства, заметив, что госкомпании уже сократили свои издержки на 14%.
Обновленная инвестпрограмма ФСК, например, если судить по проекту решения, на три года предусматривает строительство свыше 6,3 тыс. км линий электропередачи, в том числе в 2009 году – 1,5 тыс. км ЛЭП. Ранее за период с 2008 по 2012 годы федеральные сетевики были намерены построить свыше 22 тыс. км магистральных электролиний. Инвестпрограмма подконтрольной ныне ИнтерРАО ОГК-1 предусматривала в ближайшие три года введение 2,7 ГВт новой мощности. Судя по проекту решения, построит ОГК-1 всего 780 МВт. Чуть больше – 855 МВТ – должна построить ее управляющая компания (расширение Сочинской ТЭС, реконструкция Ивановской ГРЭС, строительство второго блока Калининградской ТЭЦ-2). «Русгидро», по планам правительства, до 2011 года должна ввести 1,93 ГВт новых мощностей, в том числе 1,667 ГВт – по проекту «Богучанское энерго-металлургическое объединение» (БЭМО, Красноярский край).
Источниками инвестпрограммы госэнергокомпаний на этот год станут тарифные средства (174 млрд рублей), бюджетные вливания (134 млрд рублей), плата за технологическое присоединение (для ФСК, МРСК и ЕЭС Востока – 64 млрд рублей), заемные средства (60 млрд рублей), средства от продажи активов, принадлежавших РАО ЕЭС (примерно 52 млрд рублей) и собственные средства компаний и частных инвесторов (около 40 млрд рублей). Таким образом, чиновники считают, что в результате доработки, инвестпрограмма государственных энергокомпаний на ближайшее время стала практически сбалансированной, а ее дефицит снижен с первоначальных 165 млрд рублей до 27,6 млрд рублей в последней версии.
Хотя государственные холдинги составляют основу энергетической системы страны, как и предполагал «Эксперт Online», на вчерашнем совещании практически ничего не говорилось об инвестпрограммах частных энергокомпаний, которым РАО ЕЭС успело продать практически всю тепловую генерацию и которые, по замыслу реформаторов, и должны были обеспечить «большой скачок» в энергетике. Сейчас они очутились в дурацком положении – спрос на электроэнергию падает, кредитовать новое строительство банки почти перестали, в то же время обязательства (подкрепленные большими штрафами) по вводу новых мощностей с частных инвесторов никто не снимал. Однако Минэнерго решать вопрос с «частниками» не торопится. И мотивирует это тем, что у него нет полной ясности в том, куда были потрачены 448 млрд рублей, которые генкомпании, подконтрольные теперь частным инвесторам, получили в качестве оплаты допэмиссий акций на финансирование своих инвестпрограмм. «Мы должны будем посмотреть, насколько целевым образом эти средства потрачены – когда и на какие объекты. Мы категорически исходим из того, что нецелевое использование средств, использование не на строительство, а на решение финансовых проблем, должно быть исключено», – сказал Шматко журналистам после вчерашнего заседания правительства. По словам министра, в течение месяца его ведомство обещало подготовить для правительства доклад о ходе выполнения новыми собственниками тепловой генерации инвестпрограмм. После чего и будут приниматься решения, в том числе «о возможном пересмотре обязательств энергокомпаний по договорам на предоставление мощности (ДПМ)».
Напомним, что частные энергокомпании, согласно ДПМ, должны в этом году ввести львиную долю от вводимой в стране новой генерирующей мощности – 1,7 ГВт на сумму свыше 240 млрд рублей. Очевидно, либо в правительстве считают, что частники должны выкручиваться сами (никто же их не заставлял покупать эти активы), либо этот щекотливый вопрос целиком и полностью отдан на откуп федеральному Министерству энергетики, которое и будет решать, кто из частных энергокомпаний достоин послабления.
По мнению директора АБ «Открытие» Яну Тульчинской, «позиция государства может служить сигналом для стратегических инвесторов генкомпаний, что им тоже необходимо найти пути выполнения взятых на себя обязательств по инвестпрограммам». Однако она допускает возможность того, что могут происходить обоснованные переносы сроков ввода, что сейчас пытается пролоббировать ОГК-3. «Похоже, что заявления ОГК-3 о возможной корректировке инвестпланов в Сибири для избежания переизбытка мощностей после завершения строительства Богучанской ГЭС выглядят допустимыми. Высока вероятность того, что несколько генкомпаний будут конкурировать за отказ от строительства мощностей в одном и том же регионе», считает она.