Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Налоги вместо субсидий ( журнал Эксперт Online, 14 апреля 2009 )

Налоги вместо субсидий ( журнал Эксперт Online,  14 апреля 2009 )

Алексей Кудрин предлагает заменить трансферты регионам на дополнительные налоговые доходы. Такая идея не нравится ни экспертам, ни региональным чиновникам. А про муниципалитеты он вообще забыл.

Ольга Попова, редактор отдела политики журнала «Эксперт Волга».
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
Андрей Денисенко, автор «Эксперт Online», «Эксперт Урал»

Вице-премьер – министр финансов РФ Алексей Кудрин предлагает передать регионам дополнительные налоговые доходы взамен на отказ от субсидий и субвенций. Выступая сегодня на коллегии Минфина, он отметил, что нужно вернуться к принципу разграничения бюджетных обязательств. «Федеральный бюджет остается перегружен непрофильными для него расходами и в сфере образования, здравоохранения, природопользования и других отраслях, – сказал Кудрин. – Необоснованно, на мой взгляд, возросло число субсидий и субвенций (из федерального бюджета бюджетам других уровней), которые усложняют администрирование».

Глава Минфина считает, что задачи в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ, которые стоят перед субъектами, можно решать не за счет предоставления таких субсидий, а за счет передачи регионам дополнительных налоговых доходов. «Если уж на то пошло, давайте передавать дополнительные налоги на эти уровни, которые требуют существенного улучшения состояния этих сфер, а не помогать отдельными субсидиями, которые носят прерывистый, нестабильный характер и не всегда эффективны», – заявил Кудрин.

Как ни странно, идея Кудрина заменить субсидии на налоги не нравится ни экспертам, ни региональным чиновникам.

«Странно, что Кудрин выступил с такой инициативой, поскольку подобные вещи всегда отметались Минфином», – говорит заместитель директора Центра фискальной политики Александр Дерюгин. По его мнению, дотации более предсказуемы и прогнозируемы, нежели налоги. Особенно в кризис. «Что сейчас можно предложить регионам? – рассуждает Дерюгин. – 2% налога на прибыль (оставшиеся 18% уже идут в региональные бюджеты), нефтяные налоги (например, НДПИ) и НДС. Но оставшиеся 2% налога на прибыль погоды не сделают, наоборот, прибыль вообще у всех падает, нефтяные налоги непрогнозируемы – особенно сейчас. НДС – налог неравномерный – платится организациями не по месту деятельности, а по месту регистрации, в результате большая часть всех поступлений будет сосредоточена в Москве».

В результате, по мнению Дерюгина, налоговых денег регионам будет не хватать, они будут просить дополнительной помощи из центра, который не сможет им отказать. Все это выльется в проблемы взаимоотношений регионов и центра и в дополнительные расходы из федерального бюджета.

Регионы уже воспринимают инициативу Кудрина в штыки. «Желание центра передать сейчас регионам право на сбор дополнительных налогов вполне понятно. В стране кризис, и надо будет как-то объяснять народу, почему жить с каждым днем становится все тяжелее. После передачи налогов у центра будет возможность заявить в эфире федеральных каналов: «Мы же отдали вам все полномочия. Это губернаторы воруют и не умеют работать». «Это попытка сбросить с себя ответственность в критический период, – возмущается Константин Окунев, депутат законодательного собрания Пермского края. – Таким образом, этот ход будет экономически и политически целесообразным опять же для узкого круга правящей элиты, но ни для регионов, ни для населения страны он не принесет позитива. Налоги надо было отдавать в период экономического роста – чтобы дать возможность регионам проявить свою состоятельность и решить насущные проблемы на местном уровне. Сегодня же, напротив, нужна четкая централизация и унификация всех финансовых процессов. Центр должен взять на себя всю ответственность».

Член комитета по бюджету Самарской губернской думы Гумар Валитов менее категоричен, но считает, что в каждом конкретном случае налоговые отчисления с территории региона и выплаты субвенций и субсидий должны устанавливаться индивидуально. «То есть в Бюджетном кодексе должен быть установлен какой-то минимальный размер налоговых отчислений, а дальше уже надо смотреть по обстановке. Правительство должно непрерывно мониторить ситуацию во всех регионах и в зависимости от этого или сокращать сумму налоговых перечислений в федеральный центр (если ситуация в регионе благополучная), или же помогать субвенциями и субсидиями», – говорит депутат.

«В нынешней ситуации сложно сказать, что регионам более интересно – дополнительные налоги или субсидии, – соглашается заместитель начальника отдела методологии налогового законодательства департамента финансов Краснодарского края Людмила Клепанович. – Надо все считать, смотреть динамику. С одной стороны, это надежно, если нам вернутся рассчитанные по трансфертам деньги. Но ведь и объемы субсидий будут, скорее всего, сокращаться. Сейчас это спрогнозировать невозможно. С другой стороны, тоже вопрос, сколько в условиях кризиса мы соберем налогов. Поступления от НДС сокращаются, и даже если федеральные власти передадут в регионы часть этого налога, она будет ниже той суммы, что мы получим от федералов по закону. Все же мы рассчитываем в большей степени на свои силы, потому что хотя на Кубани спад в экономике есть, но он не катастрофический».

«При этом региональные бюджеты имеют значительные обязательства перед жителями и юридическими лицами, – отмечал в начале апреля в своей колонке [1] на нашем сайте заместитель директора ИНОП Михаил Рогожников. – Из их расходной части финансируется более половины всех бюджетных трат на ЖКХ, скорую помощь, общее и дошкольное образование; почти половина расходов на больницы, социальное обеспечение населения, культуру, дорожное хозяйство и транспорт, сельское хозяйство; треть расходов на милицию. Теперь расходные статьи региональных бюджетов начинают быстро сокращаться – вслед за доходными. В более сложном положении оказываются промышленно развитые области. Доля федерального трансферта в доходной части их бюджетов ниже, чем в отсталых регионах. А помимо него, основными источниками доходов регионов являются налоги на прибыль и на доходы физических лиц. Первый источник из-за сокращения производства и падения цен на его продукцию где-то сократился уже вполовину, и это не предел. Второй – тоже сокращается, хотя он, конечно, гораздо более надежен. В итоге бюджеты секвестируются на треть и более. Итог – рост безработицы и промышленный спад».

Но самое опасное состояние сейчас у муниципалитетов. «Гораздо важнее другое – правительство сейчас думает, как помочь регионам, а вот что делать с муниципалитетами, на которых лежит больше всего полномочий и у которых меньше всего денег? Им надо помогать!» – говорит Валитов.

Так, по мнению президента Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), мэра самого крупного в России муниципального образования – Новосибирска – Владимира Городецкого, необходимо полностью передать на местный уровень транспортный налог, а также нормативно закрепить долю подоходного налога, зачисляемого в бюджет города. По оценке Городецкого, надо обеспечить муниципалитеты условиями для формирования в каждом из них «бюджета развития». В Новосибирске за последние три года такой бюджет вырос с 1,2 млрд рублей до 5 млрд рублей. Однако не все города имеют возможности, сопоставимые с возможностями столицы Сибири.

Скорее всего, инициативы Кудрина, все же останутся лишь словами, считают эксперты. И вот почему. Сейчас Минфин вообще является главным ньюсмейкером российского экономического поля. Что ни день – то новые громкие заявления высших чиновников ведомства. Вчера обсуждались изменения взимания НДС и НДПИ [2], сегодня ЕСН, неделю назад Кудрин сказал, что ожидает в ближайшее время вторую волну кризиса [3], сегодня – что хорошей жизни не будет 10−50 лет. Такая бурная словесная активность наводит на подозрения, что не все высказанные предложения хорошо продуманы и просчитаны. А значит, вряд ли все они реализуются в виде законов.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Эдмунд Бёрк, 1729-1797, английский публицист, политический деятель

Если мы распоряжаемся своим богатством, то мы богаты и свободны; если же наше богатство распоряжается нами - то беднее нас нет.

 

Сделать стартовой