«Зебра» для зайцев ( журнал Эксперт Online, 17 апреля 2009 )
«Зебра» для зайцев ( журнал Эксперт Online, 17 апреля 2009 )
Госдума сегодня во втором, основном чтении приняла законопроект, серьезно ужесточающий наказание для водителей, не пропускающих пешеходов на «зебре». А вот наказание для пешеходов-нарушителей почти не увеличивается, хотя по их вине в прошлом году произошло 38 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Мария Кривых, корреспондент «Эксперт Online»
В первом чтении этот законопроект был принят 13 февраля [1]. Теперь штраф водителя, не пропустившего пешехода на «зебре», составит 1 тыс. рублей вместо действующей нормы в 100 рублей. Также утвержденный законопроект увеличивает в пять раз – со 100 до 500 рублей – штраф за перевозку детей без специального кресла. «Иными словами, наказание за это правонарушение приравнивается к штрафу за непристегнутый ремень безопасности», – говорится в сопроводительных документах к законопроекту. Остановка или стоянка транспортных средств (ТС) на пешеходном переходе, за исключением вынужденной остановки, либо стоянка ТС на тротуаре, что мешает движению пешеходов, в новом законе влечет предупреждение или штраф в размере 300 рублей. В настоящее время данное правонарушение «стоит» от 200 до 300 рублей.
«Непредоставление преимущества пешеходу – одно из самых серьезных преступлений, это как проезд на красный свет или выезд на встречную полосу», – заявил ИТАР-ТАСС глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев. В свою очередь, первый замруководителя фракции «Единая Россия» Татьяна Яковлева отметила, что в России быть пешеходом просто опасно для жизни. «У нас традиционно не принято пропускать пешеходов, поэтому „зебру” они торопливо пробегают, воровато оглядываясь, даже когда имеют полное право идти спокойно и уверенно», – сказала она.
В пояснительных документах к законопроекту подчеркивается: наезд на пешеходов остается самым распространенным видом ДТП. За первое полугодие 2008 года зарегистрировано более 35 тыс. таких случаев (38,7% от общего количества ДТП за этот период). Каждый шестой наезд на пешехода совершается на переходе. Из 100 человек, попавших под колеса автомобиля, погибают шестеро. Причем, резюмируют авторы документа, водитель всегда максимально защищен, находясь в транспортном средстве, а пешеход абсолютно беззащитен.
Однако есть и другая статистика. По данным ГИБДД, в 2008 году в ДТП, связанных с нарушениями ПДД пешеходами, в России погибли более 6,2 тыс. и пострадали 34,4 тыс. человек. Всего по вине пешеходов произошло 38,8 тыс. ДТП. Причем две трети таких аварий связаны с переходом проезжей части вне пешеходных переходов и в неустановленных местах, более 4 тыс. ДТП (более 10%) – с неожиданным выходом людей на проезжую часть из-за транспортных средств, сооружений, деревьев и т. д.
В том, что увеличение ответственности должно касаться не только водителей, но и непосредственно самих пешеходов, уверен первый замначальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин.
«Вопрос об увеличении ответственности за непредоставление преимуществ в движении пешеходам очень активно обсуждается, но… аналогичную меру, может быть, менее жесткую, нужно применять и в отношении самих пешеходов, поскольку продолжает иметь место то, что они бегают, как зайцы», – сказал ранее он. Пока в новом законопроекте пешеходов практически пощадили, за нарушение ими правил дорожного движения административный штраф увеличивается со 100 до 200 рублей.