Школьный кризис в России ( газета РБК daily, 1 сентября 2008 )
Школьный кризис в России ( газета РБК daily, 1 сентября 2008 )
Ситуация усугубляется
Екатерина Поспелова
В России сегодня отмечают по-настоящему общенародный праздник – начало нового учебного года. Как сообщает Минобрнауки РФ, первого сентября в российские школы пойдут учиться 13,3 млн детей, из которых 1,24 млн впервые сядут за парты. Однако общее количество школьников продолжает снижаться в результате демографического кризиса: в этом году их стало на 400 тыс. меньше, чем в прошлом. По оценкам министра образования и науки Андрея Фурсенко, уже через пять лет ситуация изменится в лучшую сторону. Но эксперты отмечают, что неутешительные демографические прогнозы приведут к сокращению финансирования государством системы образования, материальная и техническая база которой оставляет желать лучшего уже сейчас. Кроме того, уменьшение денежного потока из бюджета может привести к снижению количества преподавателей в школах.
Ни для кого не секрет, что российская система среднего образования оказалась совершенно неподготовленной к переходу на инновационную экономику. Дело даже не в материально-технической базе, а в кадрах. Сейчас нехватка учителей в школах составляет примерно 40%, при этом в систему среднего образования не внедряются новые технологии преподавания, что приводит к несоответствию качества полученных знаний в школе новым требованиям для поступления в вузы. В результате родители обвиняют учителей в профнепригодности.
С одной стороны, сокращение количества учеников могло бы способствовать структуризации и эффективности использования бюджетных средств. Так, финансирование шло бы на переподготовку кадров, оснащение материально-технической базы школ. «Сейчас надо адаптировать учителей к новым условиям разделения на общие и профильные классы, что требует проведения исследований по выявлению «недостающих кадров» в экономике. И уже в зависимости от этого осуществлять переподготовку преподавателей. Но под это нужно заложить хорошие деньги», – сказал РБК daily проректор по информатизации Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса Владимир Куклин.
Однако, по мнению экспертов, момент перевода системы среднего образования на инновационные рельсы будет бездарно пропущен. Как отметил председатель Движения развития Юрий Крупнов, в результате сокращения числа школьников государство пойдет на примитивную реструктуризацию финансирования в сторону его уменьшения, вплоть до закрытия школ, и в ряде регионов подобные решения уже прорабатываются. «В целом из-за экономии будет упущен момент возможности революционизировать образование и сделать его передовым в мире. Причем все предпосылки для этого есть: научные, технологические, экспериментальные. В результате вместо инвестиций в принципиально новую технологическую базу Минобразования пойдет на чисто бухгалтерское сокращение средств», – сказал РБК daily г-н Крупнов.
В не менее сложной ситуации окажутся вузы, которые потеряют своих абитуриентов. «Университеты будут вынуждены брать всех, а учить всех тяжелее, чем избранных», – предупреждает Владимир Куклин. Естественно, Минобразование решит эту проблему путем сокращения вузов; так, уже произносится цифра уменьшения в пять раз.
В дальнейшем, когда демографический спад пройдет и через пять-семь лет наметится тенденция к увеличению числа школьников, сокращение финансирования системы среднего образования может привести к тому, что детей некому будет учить, а при отсутствии системы переподготовки преподавательских кадров, качество полученных в школе знаний не будет соответствовать ни требованиям вузов, ни условиям инновационной экономики – если, конечно, мы к ней придем.