Сито для “топов” (журнал "Финанс", №32 от 27 августа - 2 сентября 2007)
Сито для “топов” (Финанс)
Отечественный Еxecutive МВА предлагает все образовательные услуги «под ключ». Вплоть до разработки индивидуального плана обучения. Но вы должны быть этого достойны.
№32 от 27 августа-2 сентября 2007
Татьяна Юкиш, Маргарита Удовиченко
Культовый тезис «учиться, учиться и еще раз учиться» теряет иронический оттенок. Чтобы оставаться конкурентоспособными, вновь садиться за парту приходится даже топ-менеджерам и собственникам, занятым и вполне успешным. Они нуждаются в систематизации имеющихся знаний и в получении новых, передовых и практических. Бытует мнение, что такие люди должны повышать квалификацию в ведущих западных бизнес-школах. Но при этом очень немногие решаются на подобный шаг. Во-первых, не хотят выпадать из привычной жизни, рабочей и семейной, на год-два. Во-вторых, по данным исследования, проведенного компанией Begin среди потенциальных слушателей MBA-программ из стана «топов», только 1% готов потратить на обучение более $100 тыс., иными словами, оплатить долгосрочный курс в авторитетном учебном заведении на Западе. Но и классический российский MBA для этой аудитории малопривлекателен: главная причина – неоднородный состав слушателей, опытным бизнесменам неинтересно учиться вместе со вчерашними студентами или рядовыми менеджерами. Логичный выход – отечественный Еxecutive МВА (англ. executive – принадлежащий к структурам исполнительной власти, управленческий, президентский), программа, «заточенная» именно под руководителей высшего звена. По данным Begin, 39% опрошенных не видят для себя альтернативы, 20% – надеются на разнообразные тренинги, а 18% – все еще верят во второе высшее образование.
Характеристики и мотивы. «Ф.» попросил представителей местных бизнес-школ обрисовать портрет «среднестатистического» слушателя ЕМВА. Получился мужчина сорока лет, собственник малого и среднего бизнеса или топ-менеджер крупной российский компании, в 80% случаев – москвич. Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) АНХ выделила отраслевую принадлежность: 41% представляет производство, 32% – розничную торговлю, 14% – строительство и недвижимость, 9% – финансы, 4% – прочее.
Чего «топы» ждут от программы Еxecutive МВА, помимо пресловутой систематизации собственных знаний? Дельных советов по решению конкретных бизнес-проблем и приобретению полезных контактов, в том числе международных. Некоторые подумывают о смене сферы деятельности. Есть и более «легкомысленные» предпосылки, например знакомство с интересными людьми. Даже у успешных бизнесменов, что любопытно, сильны такие «классические» мотивы, как развитие карьеры и возможность увеличения дохода после получения степени.
Самого лучшего сорта. Российские бизнес-школы, не избалованные спросом, чутко прислушиваются к пожеланиям потенциальных слушателей, понимая, что конкурентоспособность ЕМВА напрямую зависит от высокого должностного уровня аудитории. «Темпы роста в этом сегменте достаточно высоки. Только в Москве в год появляется три-четыре новые программы, – утверждает руководитель образовательного проекта Begin Алла Жаворонкова. – Школы уделяют большое внимание студенческому составу. Если в группу случайно попадает хотя бы один человек, чей уровень не соответствует формату, это может заметно снизить эффективность общения и обмена опытом». Например, Институт бизнеса и делового администрирования АНХ предъявляет серьезные требования к профессионализму «абитуриентов»: рабочий стаж должен быть не менее семи лет, управленческий – не менее пяти. В школе бизнеса «Мирбис» с каждым слушателем проводится индивидуальное собеседование, выявляющее управленческий и личностный потенциал. В ВШМБ АНХ на ЕМВА принимают исключительно гендиректоров и собственников.
«Как такового конкурса нет, но существует жесткий отбор, учебный год начинается только тогда, когда набирается достаточное количество человек, удовлетворяющих нашим требованиям, – рассказывает руководитель программы Еxecutive МВА «Мирбис» Александр Сергеев. – Мы настаиваем: все слушатели должны быть руководителями по меньшей мере группы подразделений, т. е. иметь опыт решения кросс-функциональных проблем. Если кандидаты не соответствуют требованиям, мы рекомендуем им поступать на обычную программу – это принципиально». А в Международном банковском институте (МБИ) поступающие заполняют специальную анкету, которая дает исчерпывающий ответ на многие, в том числе психологические вопросы. «Полученные сведения говорят о зрелости кандидата и его готовности к этой программе, – объясняет декан факультета международных и магистерских программ МБИ Татьяна Лебедева. – Мы учитываем, что во многих банках, особенно иностранных, негромкие названия должностей могут не соответствовать серьезным полномочиям. В отличие от «звания» гендиректора, которое всегда звучит, при этом на предприятии может быть всего два сотрудника».
Содержание для личности. Набор основных дисциплин на EMBA тот же, что и на обычной программе. Здесь и общий менеджмент, и корпоративные финансы, и маркетинг, а также бухучет, деловая этика, непременное лидерство. И знакомство с тонкостями международного бизнеса и фондового рынка. Но меняется угол изучения проблем, глубина подачи материала. Профессионализм слушателей позволяет рассматривать материал на стратегическом уровне, не размениваясь на нюансы и детали, жизненно необходимые неопытным слушателям МВА. «Для тех, кто занимает высокие руководящие позиции, актуальны вопросы общемирового бизнеса, системного управления предприятием, поэтому в программу включены стратегические дисциплины, касающиеся глобализации и кросс-культурного взаимодействия», – рассуждает заместитель проректора по международным проектам Института экономики и финансов «Синергия» Вадим Афанасьев.
Многообразие потребностей взыскательных студентов призваны удовлетворить курсы по выбору, которые, как правило, имеют узкую практическую направленность, чем и ценны. «Программа имеет общую направленность, мы осознанно ушли от узких специализаций, – говорит замруководителя программы ЕМВА ВШМБ Елена Лидэ. – Из 32 курсов по выбору студент формирует свой индивидуальный план. Мы регулярно проводим анкетирование и, реагируя на потребности слушателей, вводим новые дисциплины».
В рамках Еxecutive МВА традиционно много внимания уделяется проблеме личностного роста руководителя, а также его умению работать в команде. К примеру, в МБИ студенты даже дипломные работы пишут вдвоем. Идея, принадлежавшая шведским коллегам, поначалу казалась неудачной: в институте не верили, что двух лидеров можно заставить написать одну работу. Но, как показала практика, эксперимент удался. «Усилия не проходят даром: впоследствии наши выпускники становятся настоящими друзьями, берут друг друга на работу и организовывают совместные предприятия», – с гордостью отмечает Татьяна Лебедева.
Исключительные формы. Чтобы привлечь «топов», бизнес-школы готовы не только ужесточать отбор и изменять содержание программы, но и оперативно реагировать на другие требования, в частности, внедрять новые формы обучения. «В течение трех лет нам вполне хватало вечерней формы, рассчитанной на москвичей, – сообщает Александр Сергеев из «Мирбиса». – Потом у нас обнаружились «экзотические» слушатели: для того чтобы учиться на EMBA, они прилетали в Москву на выходные даже из Тюмени. С этого года мы ввели модульную форму, которая значительно упростила жизнь региональных студентов: теперь они приезжают через каждые два месяца на пять учебных дней».
Для «избранных» школы готовы делать практически любые организационные исключения. Они идут навстречу артистам и звездам спорта, связанным контрактом. Например, в МБИ учится известный фигурист, график которого совершенно непредсказуем, для него составляется индивидуальный план обучения: он посещает занятия, когда у него появляется время.
О том, что Еxecutive МВА – эксклюзивная программа, свидетельствует скромное количество выпускников. В «Синергии» подобный диплом получили пока только 67 студентов, в Урало-Сибирском институте бизнеса – 62.
СТАТИСТИКА: Цифры по поводу
Раздумывая о получении степени Executive МВА, 65% «топов», согласно исследованию компании Begin, планируют остаться в России.
Это верное решение для тех, кто согласен потратить на учебу $15–25 тыс., а таких большинство – 39%. При этом 34% опрошенных хотели бы уложиться в сумму меньшую, чем $15 тыс. И тем, и другим хватит на оплату отечественной степени ЕМВА, придется только выбрать программу по карману. 33% потенциальных слушателей намериваются оплачивать учебу самостоятельно, столько же рассчитывают получать знания за счет компании.
Кирилл Стогов, генеральный директор компании «Гарантия успеха» и слушатель EMBA Государственного университета управления:
– Почему не западная степень? Стажировка в Австрии показала мне: общим у нас может быть что-то из области метафизики, не имеющее отношения к реальному российскому бизнесу. Меня привлек состав преподавателей ГУУ: они абсолютно состоявшиеся личности, с успешным бизнес-опытом и без комплекса «бедных» учителей. На ЕМВА я могу получить ответы, которыми воспользуюсь уже сегодня. Кроме того, это фильтр: сюда идут те, кто сделал себя сам, поэтому мы интересны друг другу. Уже через полгода совместного обучения однокурсник предложил мне управление одним из собственных предприятий: у него была возможность присмотреться, понять, как я принимаю решения.
Михаил Кодрашенко, генеральный директор компании «Проект-техника» и выпускник EMBA Высшей школы финансового менеджмента АНХ:
– Программа «Стратегические финансы» в ВШФМ только стартовала, я нашел ее самостоятельно, без «вмешательства» рекламы, как и остальные мои девять однокурсников. Устроила форма обучения: раз в месяц нужно было всего на три-четыре дня отрываться от работы. Мне было 47, в арсенале – МАИ и многолетний управленческий опыт. Преподавали у нас, в основном, теоретики, но меня это устраивало: как все обстоит на практике, я и сам знаю, хотелось понять, что об этом думают основоположники экономических учений. Финансы – это основа основ бизнеса. В итоге мне удалось подогнать всю разрозненную информацию в этой области к общепринятому стандарту.
Евгений Дымкин, старший менеджер отдела управления рисками «Делойт и Туш» и выпускник EMBA Стокгольмской школы экономики:
– Изученная мной программа и полученный диплом эквивалентны шведскому. Поступал я в 2001 году, а тогда рынок требовал западного МВА. Но разница в цене между отечественным и зарубежным бизнес-образованием была существенная, и переплачивать не хотелось. Так что выбор Стокгольмской школы экономики был компромиссом: я получил передовые знания и опыт, которые мог применить здесь, к тому же приобрел полезные для дальнейшей карьеры связи и знакомства. Получение степени было отличной инвестицией. Это были серьезные деньги, поэтому я не мог позволить себе «паразитировать» в классах, сидеть и ничего не делать, а стремился получить от учебы максимум того, что она могла дать.
Программы Еxecutive МВА российских бизнес-школ: ключевые параметры
Бизнес-школа |
Название программы |
Кол-во курсов по выбору |
Возможность получения двойного диплома |
Форма обучения |
Продолжительность |
Язык, на котором ведется обучение |
Вступительные требования |
Стоимость обучения |
Высшая школа корпоративного управления АНХ |
Евро-менеджмент: управление развитием бизнеса |
4 |
Да |
Вечерняя, модульная |
1 год |
Русский, немецкий, английский |
Опыт работы |
197,6 тыс. руб. |
Высшая школа международного бизнеса АНХ |
Международный бизнес |
32 |
Нет |
Модульная |
2 года |
Русский |
Принимаются гендиректора и собственники. Опыт работы не менее 7 лет, управленческий стаж не менее 3 лет |
475 тыс. руб. |
Высшая школа финансового менеджмента АНХ |
Стратегические финансы |
Более 40 |
Да |
Модульная |
2 года |
Русский |
Опыт в управленческой или финансовой сфере не менее 5 лет, высокая руководящая должность, возрастной ценз – 35 лет |
625 тыс. руб. |
Государственный университет управления |
Финансовое управление корпорацией |
Нет данных |
Нет |
Вечерняя, модульная, индивидуальная |
2 года |
Русский, английский, французский |
Высшее образование, опыт работы не менее 2 лет на управленческой должности |
360 тыс. руб. |
Институт бизнеса и делового администрирования АНХ |
Стратегическое управление |
Нетданных |
Нет |
Вечерняя, модульная |
2 года |
Русский |
Опыт работы не менее 7 лет, из них на управленческих должностях не менее 5 лет |
660 тыс. руб. |
Институт экономики и финансов «Синергия» |
Общий менеджмент |
9 |
Да |
Модульная |
2 года |
Русский, английский |
Опыт работы на управленческой должности не менее 3 лет |
570,2 тыс. руб. |
Международная школа менеджмента Vlerick Leuven Gent |
Общий менеджмент |
1 |
Да |
Модульная |
2 года |
Английский |
Опыт работы от 3 лет на руководящей должности, разговорный английский язык |
472,5 тыс. руб. |
Международный банковский институт |
Банковское дело и финансы, Международный бизнес, Банковский менеджмент, Корпоративные финансы |
6 |
Да |
Модульная |
1,5 и 2 года |
Английский, русский |
Опыт работы не менее 3 лет, знание английского языка (при обучении на английском языке) |
311,5 тыс. руб. |
Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис» |
Общий менеджмент |
5 |
Нет |
Вечерняя, модульная |
2 года |
Русский |
Иметь полномочия по решению стратегических вопросов развития компании. Стаж управленческой работы не менее 4 лет |
510 тыс. руб. |
Урало-Сибирский институт бизнеса |
Общий менеджмент |
30 |
Нет |
Модульная |
2 года |
Русский |
Высшее образование и успешное прохождение вступительных испытаний |
780 тыс.руб. |
По данным бизнес-школ.