Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


В ожидании расцвета (журнал "Финанс", №37 от 1-7 октября 2007)

В ожидании расцвета (Финанс)

Процесс. Недостаток спроса на рынке российского бизнес-образования не пугает новых игроков. Некоторые из них уверены, что найдут студентов, готовых учиться с отрывом от производства за $50 тыс.

№ 37 от 1-7 октября 2007

Татьяна Юкиш


Бизнес-образование старше многих других примет новейшей российской истории – возраст «древнейших» программ МВА приближается к двадцати. В России работают более 60 школ, 90% из которых находятся в Москве и Петербурге. «Рынок бизнес-образования в стране вполне сформировался, – считает руководитель проекта Begin Алла Жаворонкова. – В столицах его объем составляет 1,29 млрд рублей, причем на Петербург приходится 210 млн рублей. И ежегодно в этих городах появляются в среднем пять новых школ». В 2007-м на рынок вышли две московские школы. Moscow Business School (МBS) начала работу в марте с проведения корпоративных и открытых тренингов, а в мае запустила программу МВА. В октябре начнутся занятия в Международной школе бизнеса при Финансовой академии (МШБ ФА).

Принципиально новой вехой в развитии отечественного бизнес-образования должны стать Московская школа управления «Сколково» и петербургская Высшая школа менеджмента, которые в 2009–2010 гг. уже начнут полноценно функционировать. Год назад государство обратило внимание на проблему обидного отсутствия в России школ мирового уровня, и, взяв в союзники бизнес, инициировало их создание. «Сколково», учрежденная 14 крупными инвесторами – компаниями («Русский стандарт», «Северсталь-групп», ТНК-ВР и др.) и частными лицами, среди которых значатся Роман Абрамович, Александр Абрамов, Леонид Михельсон и занимающий пост президента школы Рубен Варданян, создается с нуля. Причем каждый учредитель в течение пяти лет должен вложить в проект $5 млн. Немалая часть средств уйдет на строительство подмосковного кампуса, располагающегося на территории в 26 гектаров. И, как уверяют в официальном пресс-релизе, «качество школы будет подтверждаться в том числе и новейшим современным высокотехнологичным архитектурным проектом». Высшая школа менеджмента, напротив, имеет крепкий фундамент – организуется на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ). Программа МВА здесь реализуется с 2000-го года. Для загородного кампуса государство предоставило дворцово-парковый ансамбль «Михайловская дача» площадью 104 гектара.

«Ф.» решил выяснить, чем новые участники собираются удивить малоподвижный рынок, где спрос по-прежнему не превышает предложение и конкуренция наблюдается скорее между школами, чем между желающими в них попасть абитуриентами.

В тылу большого вуза. В России бизнес-школы традиционно создаются на базе крупных финансово-экономических вузов и факультетов. Во-первых, такие симбиозы позволяют решить извечную проблему нехватки кадров: вузовские преподаватели, несмотря на отсутствие практического опыта, все-таки способны дать серьезные теоретические знания. «Российский бизнес закрыт и с неохотой делится опытом, кроме того, даже те, кто готов, не всегда способны прочитать курс лекций в 32 часа, здесь нужно быть бегуном на длинные дистанции, иметь преподавательский стаж, – развивает мысль авторитетный эксперт. – Так что в ближайшее время от присутствия «академического» преподавателя в аудитории никуда не уйти. Другое дело, что и педагоги стремятся соответствовать потребностям слушателей, и занятия нужно комбинировать, приглашая в конце каждого курса практиков для проведения мастер-классов». Во-вторых, предметный и отраслевой университетский фундамент позволяет предлагать оригинальные специализации программ: МВА – финансовый менеджмент, управление в IT и т. д. Кстати подобное «сужение» курса не характерно для западных школ. И на отечественном рынке, насыщенном классическим «Общим менеджментом», это дает участникам определенные конкурентные преимущества.

Кроме ряда профильных для материнского вуза специальностей с манящим словом «финансы» в названии, в МШБ ФА будут сразу представлены и Executive MBA, и совместная российско-немецкая программа. Т. е. новая школа при Финансовой академии использует сразу все приемы «овладения рынком». В качестве экзотического «приложения» предлагается МВА-медиа, разработанная совместно с Гильдией издателей периодической печати и Всемирной газетной ассоциацией.

Для Высшей школы менеджмента нехватка педагогов-практиков – этап пройденный. За 14 лет работы факультета менеджмента СПбГУ сформировался костяк преподавателей-практиков высокого уровня. Школа не собирается рвать производственные связи с альма-матер. «Мы будем придерживаться таких распространенных в мировой практике МВА-направлений, как стратегия и финансы. И совместно с представителями других факультетов университета, имеющими мировое признание, будут реализованы новые специализации – управление технологическими инновациями и менеджмент в здравоохранении», – рассказывает декан ВШМ Валерий Катькало.

Экспериментальные площадки. Независимых школ в России значительно меньше. У противников «вузовского» МВА свои резоны. «Бизнес-школа и высшее учебное заведение академического образца несовместимы, – категоричен президент MBS Григорий Бубнов. – В классическом университете программы долгосрочны и фундаментальны, а в бизнес-школе идет непрерывная проектная работа, в результате которой содержание курсов подвергается частым изменениям. Для того чтобы осуществлять такую деятельность, нужно иметь другую модель организации труда. Совмещать два разных вида деятельности в рамках одной структуры крайне сложно». Продукт проектной деятельности MBS – дистанционная программа МВА-start. С помощью программного обеспечения слушатель получает доступ к видеолекциям и видеотренингам. Это технологичное решение все того же вопроса о недостатке педагогов-практиков.

Впрочем, и полностью «автоматизированное» обучение в свою очередь имеет противников. «Когда мне говорят, что будущее за дистанционным или онлайн образованием, на ум приходит одно сравнение, – иронизирует директор петербургского кампуса Vlerick Leuven Gent Management School Александр Янчевский, – есть секс по телефону и просто секс. Оба продукта имеют своего потребителя, но при этом все чувствуют разницу. Непосредственное участие студента в обучении по-прежнему эффективно, а мультимедийные приложения являются отличным методическим инструментом при очном обучении».

Все программы «Сколково» будут предпринимательски ориентированными – это должно стать главным козырем школы. «Классический МВА, за некоторым исключением, производит кадры для консалтинга, мы же будем ориентироваться на топ-менеджеров и тех, кто создает бизнес с нуля, – рассуждает ректор «Сколково» Андрей Волков. – На занятиях слушатели будут разбирать реальные проблемы в конкретных организациях, а не копаться в историях, о которых уже все известно». Предполагается, что за время учебы студенты, во-первых, поучаствуют в трансформации инновационно-технологической идеи в новый бизнес. Во-вторых, проведут серьезную реформу, например изменят маркетинговую политику в уже существующей корпорации. И, наконец, проявят себя в некоммерческой сфере: будут совершенствовать системы управления в больницах, муниципалитетах.

Дефицитный материал. Исследования в сфере бизнес-образования, проводимые «Ф.» в течение трех лет, показывают: даже успешные отечественные МВА-программы не избалованы вниманием абитуриентов. В ведущие отечественные школы на место в лучшем случае претендуют два человека (для сравнения, конкурс в топовые мировые – достигает 25). В Российской ассоциации бизнес-образования такую ситуацию объясняют незрелостью работодателей, предвзятость или непросвещенность которых препятствует созданию на рынке стабильного спроса: они не верят в полезность мероприятия, поэтому не помогают сотрудникам в получении степени и к ее наличию относятся индифферентно. Ежегодно только около пяти тысяч человек получают MBA на родине. Возникает резонный вопрос, кто же будет учиться в новых школах.

Опрошенные «Ф». представители бизнес-школ в основном уповают на постепенное и закономерное увеличение спроса со стороны менеджмента и собственников бизнеса. И поэтому не ломают голову над изобретением интересных маркетинговых стратегий и ходов для привлечения внимания потенциальных слушателей.

Подобную «выжидательную» позицию, по всей видимости, занимает и Международная школа бизнеса, которая предлагает широкий набор программ, рассчитанный всю на ту же аудиторию с той же платежеспособностью. Стоимость обучения не низкая, не высокая, а такая, как у многих, – от $14 до 20 тыс. Организаторы даже не стали ломать голову над названием, которое хотя бы может остаться в памяти. Логично было бы предположить, что в новорожденной школе надеются на патриотизм студентов Финакадемии, но, по словам директора МШБ ФА Натальи Евтихиевой, это не так – они собираются работать с открытым рынком и планируют стартовать с 60 слушателями. Олимпийское спокойствие могут себе позволить школы, свято верящие в незыблемую репутацию материнского вуза. «Независимо от успеха новой школы на рынке Финансовая академия стояла, стоит и будет стоять», – высказывается эксперт.

Moscow Business School заняла активную позицию: они предложили рынку очень недорогую программу – 98 тыс. рублей. Студентами школы стали уже более 200 человек. Хотя низкая цена, с другой стороны, может поставить под сомнение качество обучения. Григорий Бубнов опровергает это: «Существует множество методов статистического анализа, позволяющих понять, списывал студент или нет, выполнял ли он задания самостоятельно. Критерии будут очень строгими. Мы дали возможность получить степень тем, кто не мог учиться по установленному кем-то графику. Но это не означает, что все автоматически получат диплом. Студент будет учиться, пока уровень его знаний не будет соответствовать образовательным стандартам качества».

Вне конкуренции? «Сколково» и Высшая школа менеджмента собираются полностью перевернуть представления о том, что такое успешная отечественная программа МВА. Они надеются убедить слушателей платить $40–50 тыс. и учиться на непопулярной в России очной программе – Full-time. Только 3% отечественных школ практикуют такую форму обучения. Сейчас те, кто согласен на эти условия, уезжают за рубеж: 1,2 тыс. россиян ежегодно сдают GMAT, необходимый за редким исключением для поступления в западные бизнес-школы.

«Мы создадим брэнд, который будет привлекать не только россиян, но и иностранцев», – уверены руководители проектов. Однако скептики полагают, что отечественные очные программы не заинтересуют самых перспективных, тех, кто уже готов отправиться в топовую школу. «Если человек решил для себя вопросы со временем, деньгами, проживанием, то зачем ему все эти местные приключения», – рассуждают они. «По уровню корпоративных программ, которые мы проводим полгода, по качеству приглашаемых преподавателей и в том числе по цене мы уже конкурируем с такими мировыми лидерами, как IMD и INSEAD, – возражает ректор «Сколково» Андрей Волков. – Нашими студентами-очниками будут люди, которым около тридцати, желающие круто изменить свою жизнь, например получить новую специальность. А также те, кто уже на правильном пути, но понимает, что для следующего шага в карьере им нужен не диплом, а расширение горизонта, смена картинки. А повороты судьбы обходятся дорого».

Многим российским школам материализация таких проектов кажется идеей фикс: нет Full-time – нет проблем. «А между тем без наличия программ Full-time MBA в портфеле российских бизнес-школ, последним будет сложно попасть в ведущие мировые рейтинги, что, несомненно, будет сказываться на стоимости выпускников на рынке труда», – уверяет Александр Янчевский (в Vlerick Leuven Gent Management School уже 17 лет существует очная форма). Рыночную необходимость МВА «с полным погружением» чувствуют и сторонники дистанционного обучения. «МBS планирует открыть очную программу мирового уровня для группы, состоящей не более чем из 50 человек и, предоставляя студентам отличные условия, сделать обучение бесплатным, – рассказывает Григорий Бубнов. – Издержки оправданы тем, что будет высокий конкурс и придут самые перспективные слушатели».

Что интересно, ни существующие школы, ни будущие «монстры» не считают друг друга конкурентами в борьбе за тех, кто хочет учиться в России. «Вряд ли сегменты слушателей ныне действующих школ с вечерней и заочной формами обучения в ценовом диапазоне $10–25 тыс. пересекутся с сегментом потенциальных слушателей Full-time МВА за $40–50 тыс.», – предполагает руководитель центра маркетинга и PR Института делового администрирования и бизнеса Финансовой академии Сергей Расторгуев. Декан ВШМ Валерий Катькало считает, что дело не только в деньгах (тем более что и московская, и петербургская школы будут способствовать получению льготных кредитов): «Область конкуренции в российском бизнес-образовании ограничивает русский язык. Все дипломные программы, кроме ЕМВА, будут идти на английском, поэтому мы будем конкурировать на европейском, а впоследствии – на глобальном рынке».

ВОПРОСЫ ПРЕСТИЖА: Рюрик найден!

Международного статуса «Сколково» должен был добавить иностранный декан с мировым именем.

На поиски «звезды» ушел год. Злопыхатели уверяют: поиски затянулись, потому что непросто было найти высококлассного западного специалиста, который согласился бы возглавить «полугосударственное» учреждение. Сторонники отвечают: не всякая «звезда» подошла бы, искали человека с определенным опытом. В итоге был найден Вилфрид Ванхонакер, «ученый и эксперт в области маркетинга и специалист по ведению бизнеса в Китае и странах с быстроразвивающейся экономикой», до недавнего времени возглавлявший факультет маркетинга бизнес-школы при Гонконгском университете науки и технологий. Новоявленный декан пока живет на два дома – сдает дела в Поднебесной, но уже знакомится с Россией.

 

Главная страница Дайджеста журналов

Посмотреть все статьи этого раздела

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Сенека

Почему он кажется великим? Ты меришь его вместе с подставкой.

 

Сделать стартовой