Железнодорожный коллапс (газета "РБК daily", 12 ноября 2007)
Железнодорожный коллапс (РБК daily)
Переговоры профсоюзных лидеров не могут предотвратить забастовку
12 ноября 2007
Денис Лебедев, Санкт-Петербург
На прошлой неделе лидеры Российского профсоюза локомотивных бригад заявили, что переговоры с руководством РЖД зашли в тупик и с этой недели начинается активная подготовка к намеченной на конец ноября забастовке. В ней могут принять участие более 4 тыс. железнодорожников, в том числе 500 в Петербурге. Большинство из них — водители локомотивов. Эксперты отмечают, что это может вызвать тяжелые последствия для экономики города, и надеются, что руководству РЖД все же удастся найти компромисс с профсоюзами. В противном случае ущерб будет исчисляться миллиардами рублей.
Сейчас на железной дороге действует два профсоюза: Роспрофжел, в который входит около 90% сотрудников РЖД (всего их 1,3 млн человек), и Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ), объединяющий около 4 тыс. человек. Все акции протеста железнодорожников последних лет проводились именно активистами РПЛБЖ. Сейчас они требуют повышения минимального размера оплаты труда на 70%, введения доплаты за выслугу лет, оплаты времени отдыха работников локомотивных бригад, надбавки за вредность и др. Однако пока в составлении коллективных договоров участвуют лишь представители Роспрофжела.
Последние переговоры о возможном удовлетворении требований без проведения забастовки проводились 7 ноября, однако в прошлую пятницу зампред РПЛБЖ Сергей Линев заявил о провале переговоров. «Это была совершенно пустая встреча, — отметил он. — С понедельника мы запускаем механизм активной фазы подготовки к забастовке».
По его словам, это означает расклейку в поездах информации для пассажиров о будущем массовом сбое в работе электричек, проведение собраний, распространение листовок, сбор подписей. «Забастовка будет носить традиционный характер, но будут также применяться и различные хитрости, в том числе итальянские схемы и массовые заболевания», — пояснил Сергей Линев. Точной даты возможного начала забастовки профсоюзы не называют, надеясь использовать эффект внезапности.
В Роспрофжеле в пятницу осудили намерения альтернативного профсоюза проводить забастовку. «Действия и заявления РПЛБЖ не имеют под собой сколько-нибудь серьезных оснований и направлены на дестабилизацию российского общества», — говорится в официальном заявлении Роспрофжела.
Получить комментарии от руководства РЖД в пятницу о возможных последствиях забастовки не удалось. По сообщениям пресс-службы компании, скопление на прошлой неделе чуть более 30 поездов с 1000 вагонами угля и 800 вагонов с зерном в Туапсе, где сейчас проходит забастовка работников местного порта, принесло РЖД ущерб в несколько десятков миллионов рублей. Последствия от забастовки самих железнодорожников могут быть значительно большими.
«Ущерб Петербургу от простоя железной дороги даже в течение одного дня невозможно подсчитать — проще взять весь бюджет города и разделить на 365, — уверен председатель совета директоров ООО «Невский мазут» Александр Соболев. — Ведь если встанет дорога, встанут и все заводы, порт, даже бензин на АЗС в Петербурге на 90% завозится поездами». «Потерпевшими прежде всего станут потребители, а не РЖД, хотя, с другой стороны, у нас еще слабо развита технология just in time и задержки в доставке продукции не скажутся немедленно», — полагает заместитель генерального директора группы компаний «Евросиб» Михаил Свердлов.
За последнее время в Петербурге стали проводить забастовки все больше профсоюзных комитетов. Так, на ноябрь, кроме железнодорожников, наметили забастовки сотрудники завода Ford, Почты России и группы «Морпорт СПб». «Осень — самое подходящее время для забастовок, как раз сейчас завершаются переговоры о заключении коллективных договоров на следующий год, — отмечает председатель Федерации профсоюзов Петербурга и Ленобласти Владимир Дербин. — Кроме того, дают о себе знать грядущие выборы и рост цен на продукты».