Норвежцы подышат водородом (газета "РБК daily", 12 ноября 2007)
Норвежцы подышат водородом (РБК daily)
Mazda впервые привезет в скандинавскую страну 30 водородных авто
12 ноября 2007
Никита Афанасьев
На днях компания Mazda подписала соглашение с властями Норвегии о поставке 30 водородных автомобилей RX-8 Hydrogen RE в эту страну. Несмотря на то что эта модель была создана в 2003 году и несколько опытных образцов колесят по дорогам Японии, это будет первый случай появления водородных автомобилей Mazda в Европе. Партия машин поступит в Норвегию летом следующего года и станет очередным вкладом в развитие программы HyNor (Hydrogen Road of Norway), в рамках которой запланирована организация трассы протяженностью 580 км между городами Осло и Ставангер для транспорта на водородном топливе. Как считают участники рынка, подобная акция носит скорее экспериментальный, чем практический характер.
Прошлым летом в Норвегии состоялось открытие первой в стране водородной заправки, и к этому событию Mazda приурочила тогда тест-драйв RX-8 Hydrogen RE. В распоряжение участников тест-драйва был предоставлен автомобиль, который работал как на обычном бензине, так и на водороде. Причем если мощность работы двигателя на бензине составляет 192 л.с. при максимальном крутящем моменте 222 Нм при 8000 об./мин., то мотор, работающий на водородном топливе, выдает только 109 «лошадок» с максимальным крутящим моментом 140 Нм при 6500 об./мин. Кроме того, ради возможности заправляться водородом придется пожертвовать багажником, в котором плотно размещаются два баллона, вмещающие в общей сложности 110 л водородного топлива.
По замыслу руководителей HyNor, новые купе RX-8 Hydrogen RE станут очередной ступенькой по реализации их экологической программы. Подтверждением жизнеспособности водородного транспорта должна стать трасса между Осло и Ставангером. Создатели программы планируют создать на этом маршруте сеть водородных заправок. Предполагается, что кроме легковых автомобилей по ней будут ездить автобусы и грузовые машины, которые также станут заправляться водородом. По мнению руководства Mazda, Норвегия входит в число европейских стран, которые действительно могут создать инфраструктуру для водородного транспорта.
Между тем европейский концерн BMW также продвигает идею автомобилей на водородном топливе. В этом году началась передача ста BMW 7-й серии публичным персонам, которые влияют на формирование общественного мнения. «Семерки», как и купе RX-8 Hydrogen RE, могут ездить как на бензине, так и на водороде. В настоящее время идут работы над созданием 7-й модели BMW, которая будет заправляться только водородным топливом.
В компании Mazda пока не огласили стоимость RX-8 Hydrogen RE. Баварская BMW также не озвучивает цену водородной семерки, мотивируя это тем, что автомобили передаются бесплатно и компания сейчас работает на перспективу. Однако несмотря на позитивный настрой производителей, пройдет еще немало времени, прежде чем машины с водородными двигателями будут запущены в массовое производство. По мнению экспертов, компаниям предстоит еще кропотливая и трудоемкая работа по удешевлению технологий и повышению эффективности водородных двигателей, кроме того, потребуются и значительные вложения в развитие необходимой инфраструктуры.