Профсоюзы в силе (журнал "Эксперт online", 7 ноября 2007)
Профсоюзы в силе (Эксперт online)
Профсоюзы, созданные на различных крупных предприятиях России, стали активно использовать такую форму давления на работодателей, как забастовки. Только за последние дни подобные акции случились в Туапсе и Всеволожске. О готовности бастовать заявили в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Причем уже бастуют или только готовятся это делать не только работники автопредприятий, но и докеры портов, и даже шахтеры (хотя последние стучали касками по перекрытому Транссибу всего каких-то десять лет назад, эти печальные акции давно забылись).
7 ноября 2007
Александр Попов
Так, профсоюзы двух российских портов – Туапсинского морского торгового порта (ТМТП) и Морского порта Санкт-Петербург (оба подконтрольны владельцу Новолипецкого металлургического комбината Владимиру Лисину) – забастовки начинают почти одновременно. На ТМТП бастуют уже с 4 ноября, а в Санкт-Петербурге акция начнется с 13 ноября. Примечательно, что конференции портовых рабочих, на которых было принято решение о проведении забастовочных действий, состоялись почти одновременно – 24−25 октября текущего года, что наводит на мысль о синхронизации действий профсоюзов с тем, чтобы выторговать у работодателя максимум уступок. Кроме того, в обоих случаях схожи и требования стивидоров: туапсинские портовики требуют увеличить оклады и тарифные ставки на 20%, а работники стивидорных компаний группы «Морской порт Санкт-Петербург» – на 30%.
Как сообщила пресс-служба Краснодарского краевого совета профсоюзов, в забастовке на ТМТП принимают участие обе смены докеров-механизаторов, в каждой из которых работают около 50 человек. Решено, что забастовка будет проходить с частичной, до 90% рабочего времени, приостановкой работы. А в забастовке докеров Морского порта Санкт-Петербург могут принять участие до 1,8 тыс. человек. Как сообщил сегодня председатель портового комитета Российского профсоюза докеров (РПД) Александр Моисеенко, участники акции планируют в ходе восьмичасовой рабочей смены не выполнять производственные обязанности в течение часа утром и в течение часа вечером.
Сегодня же началась предупредительная забастовка на российском автозаводе концерна Ford во Всеволожске. Конвейер завода, с которого ежедневно сходит 303 автомобиля, на один день остановлен. В профсоюзе работников ЗАО «Форд мотор компани» сообщили, что в акции примут участие около 1,5 тыс. человек при общей численности рабочих предприятия 2,2 тыс. человек. Главная цель забастовщиков — заставить администрацию завода изменить структуру оплаты с 1 марта 2008 года. В случае отказа руководства предприятия от признания требований и непринятия соглашения, устраивающего работников, рабочий коллектив готов на продолжение забастовочных действий с 20 ноября 2007 года до удовлетворения требований, выдвинутых к руководству предприятия.
Независимый профсоюз горняков (НПГ) России ОАО «Севуралбокситруда» (СУБР, Свердловская область, входит в объединенную компанию (ОК) «Русал») направил сегодня гендиректору СУБР требования об увеличении действующих на СУБР тарифов на 66%, отмене планирования работ по добыче боксита в выходные дни, а также о внесении в коллективный договор изменений, касающихся режима рабочего времени. Сейчас профсоюз собирает подписи работников предприятия, после чего работодателям дополнительно будут направлены требования. Как рассказал руководитель первичной организации НПГ Валерий Золотарев, информация о постоянном росте зарплаты на предприятии (в 2006 году рост составил 18,4%, за девять месяцев 2007 года зарплата выросла на 10,2%. В частности, заработная плата горнорабочего очистного забоя (ГРОЗ) после повышения составляет 28 840 рублей, проходчика – 29 773 рубля) не соответствует действительности: «реально такие деньги шахтеры не получают». «Увеличение зарплаты проходит только на бумаге, а фактически зарплату никто не увеличивает. Кроме того, приведенный компанией уровень зарплаты – это совокупный доход, который включает работу в выходные дни, стоматологические услуги, доставку на работу, дотационное питание, то есть весь соцпакет», – отметил лидер профсоюза. В реальности, по его расчетам, тарифы на СУБРе занижены в 1,66 раза. Между тем в соответствии с соглашением, подписанным в октябре 2003 года между представителями Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР), НПГ и руководством СУБР, к 1 января 2005 года тариф ГРОЗ-проходчика 4 разряда должен равняться минимальному прожиточному бюджету работника, занятого тяжелым физическим трудом, который определяет правительство Свердловской области. В III квартале 2007 года минимальный прожиточный бюджет работника, занятого тяжелым физическим трудом, согласно постановлению правительства Свердловской области, составляет 9 938 рублей. По словам Золотарева, на сегодняшний день в действующем коллективном договоре СУБР на 2007−2009 годы тарифная ставка ГРОЗ-проходчика 4 разряда составляет 5 993 рубля, что не соответствует достигнутой в результате забастовки в 2003 году договоренности.
Примечательно, что на всех названных предприятиях трудовые конфликты руководства и профсоюзов происходят с заметной регулярностью и длятся уже не первый год. Так, работники «Форд мотор компани» бастовали с 14 по 15 февраля этого года, добившись тогда подписания коллективного договора сроком на один год, который, как оказалось, удовлетворил не все требования сотрудников. СУБР тоже уже бастовала: более 500 работников предприятия с 1 октября 2003 года в течение шести дней находились в шахтах и отказывались подняться на поверхность, выдвинув требование об увеличении зарплаты до 1 тыс. долларов и одновременном снижении норм выработки. При этом из-за отказа горняков подняться на поверхность простаивали три из пяти шахт СУБР, так как работники других смен не могли приступить к работе. 6 октября 2003 года членами трехсторонней примирительной комиссии было подписано соглашение с представителями ГМПР, НПГ и гендиректором СУБР Виктором Радько, только после этого горняки поднялись из шахт.
Что касается портов, то конфликты в них тоже продолжаются не первый день. Так, между портовым профсоюзом и администрациями трех стивидорных компаний группы компаний «Морской порт Санкт-Петербург» возник серьезный конфликт по поводу принятия нового коллективного договора еще в 2005 году. Тогда докеры перестали перевыполнять нормы работ, а также стали соблюдать все требования техники безопасности, из-за чего объем грузооборота порта сразу снизился. В конечном итоге, не договорившись с новым работодателем, петербургские докеры начали бастовать по часу в день. Однако эта акция продлилась лишь две недели, в то время как формально забастовка продолжалась вплоть до февраля 2006 года – до окончания переговоров. Из-за забастовочных действий недополученный доход компании составлял 1 млн долларов в месяц, а грузооборот в порту в 2005 году снизился по сравнению с 2004 годом на 10% – до 13,14 млн тонн. Но на уступки работникам Владимир Лисин так и не пошел: трудовой спор закончился увеличением зарплаты всего лишь на «инфляционные» 12%, несмотря на более высокие требования профсоюзов, включавшие и нормирование труда, и дополнительные премии.
В ТМТП с 2005 года тоже шли переговоры. Как отметили в Краснодарском краевом совете профсоюзов, на проведение забастовки работников порта вынудила несговорчивость администрации предприятия. Уже на завершающем этапе урегулирования коллективного трудового спора она отказалась рассматривать требование о повышении тарифных ставок и окладов как одну из основных составляющих индексации зарплаты. Поэтому докеры решились на крайнюю меру – забастовку.
Топ-менеджмент предприятий реагирует на действия своих работников традиционно. Так, ЗАО «Форд мотор компани» уже обратилось в Ленинградский областной суд с иском о признании забастовки на предприятии незаконной в связи с тем, что администрация завода не получила официального уведомления о ее проведении. «Администрация завода компании «Форд» также просила суд принять меры и обязать забастовочный комитет отложить проведение забастовки на один месяц с тем, чтобы иметь возможность согласовать с организаторами забастовки минимум необходимых работ, которые должны выполняться во время забастовки. На сложном автомобильном производстве эксплуатируются потенциально опасные производственные объекты, которые должны всегда находиться под контролем квалифицированного персонала во избежание нанесения вреда здоровью сотрудников завода и жителей близлежащего города и поселков», – говорится в сообщении компании.
Руководство Морского порта Санкт-Петербург намерения профсоюзов уже назвало «провокационными и популистскими». Пресс-служба группы компаний разместила на своем сайте официальное заявление, в котором утверждалось, что в сентябре текущего года были подписаны приказы о повышении зарплаты отдельным категориям работников порта с 1 октября 2007 года, а по остальным категориям портовиков повышение окладов и тарифных ставок «должно было пройти в плановом порядке в начале следующего года». «Знать о предстоящем повышении и при этом громко заявлять о требовании повысить заработную плату – так профлидеры пытаются заработать популярность: утвержденное впоследствии повышение было бы воспринято портовиками как плоды усилий профкома», – говорилось в заявлении.
А Северо-Кавказское управление по урегулированию коллективных трудовых споров вынесло решение о недопустимости проведения забастовки работниками ТМТП в связи с тем, что порт входит в список стратегических предприятий. «Без выполнения минимума необходимых работ, надлежащим образом согласованных с работодателем, то есть без учета установленных законом процедур и требований, забастовка в ОАО ТМТП является нарушением трудового законодательства», – говорится в пресс-релизе порта. Профсоюз Морского порта Санкт-Петербург к подобному раскладу уже готов. По словам председателя портового комитета Морского порта Санкт-Петербург Александра Моисеенко, если администрация порта опротестует законность проведения забастовки в судебном порядке, докеры начнут «итальянскую» забастовку, когда погрузочно-разгрузочные работы осуществляются строго в соответствии с нормативами, а сверхурочная работа не выполняется.
Но с чем связан настоящий расцвет забастовочного движения в последние недели?
Первые две причины лежат на поверхности. По мнению зампреда Федерации независимых профсоюзов России Олега Бабича, свою роль сыграло осеннее повышение цен на продукты питания. Не секрет, что большая часть семейного бюджета, ограниченного зарплатой в 1 тыс. долларов (средняя ставка оплаты труда рабочего), уходит на еду. Рост цен на продукты существенно ударил по кошельку простых труженников, и рабочим захотелось компенсировать выпадающие доходы. Пусть и с помощью радикальных мер и жестких требований.
Еще один фактор, который обострил трудовые конфликты именно сейчас, также очевиден. Предвыборная кампания в Госдуму, а дальше – выборы главы государства ставят профсоюзы в очень выгодное положение. Понятно, что во время борьбы за голоса избирателей властям меньше всего захочется утопать в трудовых конфликтах. Поэтому, чтобы электорат не волновался перед выборами, владельцам предприятий придется стать более сговорчивыми и не доводить ситуацию до ручки.
На самом же деле причины трудовой конфликтологии лежат более глубоко. Как ни пропагандистски это прозвучит, но профсоюзы в России реально почувствовали свою силу и осознали свои возможности. Работники предприятий, ставшие лидерами таких организаций, досконально изучили законы и поняли, с помощью каких инструментов они могут на равных вести диалог с владельцами и менеджерами предприятий, чтобы эффективно отстаивать свои интересы. Проблема в том, что не все работодатели оказались готовы к подобной смене взаимоотношений. Поэтому тут и там часто возникают конфликты.
«Проблема – в несговорчивости работодателей, которые, простите за выражение, привыкли грести деньги лопатой, но не привыкли делиться доходами с теми, кто реально участвует в производстве добавленной стоимости. Поэтому зачастую единственным средством влияния на работодателя остается забастовка. Рабочие понимают, что в этой мере нет ничего хорошего, что от этого страдает предприятие. Но других вариантов очень часто им просто не остается. Поэтому до тех пор, пока собственники предприятий не поймут, что роль работника надо понимать более адекватно, что надо делиться с ним частью прибыли, ситуация в сфере трудовых взаимоотношений будет только ухудшаться», – отметил в беседе с корреспондентом «Эксперта Online» Олег Бабич.