Забастовка неслыханной наглости (журнал "Эксперт online", 14 ноября 2007)
Забастовка неслыханной наглости (Эксперт online )
Европейский железнодорожный транспорт парализован забастовками, охватившими Францию и Германию. Больнее всего борьба железнодорожников против своего руководства бьет по простым пассажирам.
14 ноября 2007
Сергей Сумленный
Повышение зарплаты в 30% и единовременная выплата гонораров за отработанные сверхурочные часы в размере 6000 евро на каждого машиниста – таковы требования профсоюза GDL, объединяющего машинистов немецких железных дорог. Сегодня в полдень GDL начал общенациональную 62−часовую забастовку. По замыслу бастующих, сначала из строя будут выведены грузовые перевозки, а спустя 14 часов паралич охватит и пассажиропоток – причем по всей стране встанут как пригородные, так и дальние поезда. Если планам бастующих ничего не помешает, то это будет самая тяжелая забастовка за все время существования немецких железных дорог. По заявлениям GDL, движение будет восстановлено только утром субботы – но в любом случае на нормализацию перевозок уйдет не один час.
Непонятная зарплата
Борьба машинистов с руководством государственного концерна Deutsche Bahn (DB) имеет давнюю историю. Требования повысить машинистам зарплату и выплатить единовременную премию высказываются руководством профсоюза GDL на протяжении последнего полугода. За это время машинисты уже не раз выходили на забастовки, длившиеся от суток до полутора – и в последние недели они случались все чаще и чаще. Между тем до сих пор позиции руководства GDL и DB не сблизились ни на йоту: машинисты даже не смогли договориться с концерном о том, что считать зарплатой машиниста. Так, по мнению GDL, зарплата составляет 1500 евро (что на 180 евро превышает среднюю зарплату по стране), а экономисты концерна придерживаются прямо противоположного мнения: «В среднем машинист получает на руки 33 000 евро в год, или 2750 евро в месяц чистыми. В эту сумму мы включаем всевозможные премии и льготы, например отпускные деньги, рождественские премии, премиальные суммы за работу в выходные и праздники и так далее», — пояснил “Эксперту Online” пресс-секретарь DB Бернд Вайлер.
Между тем нынешняя забастовка дает в руки машинистов сразу несколько дополнительных козырей. Дело в том, что предыдущие забастовки проходили лишь в рамках пригородного железнодорожного сообщения – законодательные нормы, регулирующие правила трудовой борьбы, запрещали машинистам останавливать грузовые поезда или дальние пассажирские поезда – а именно эти виды перевозок приносят основную прибыль концерна. Таким образом, парализация пригородного сообщения была хотя и неприятна для руководства компании из-за серьезных имиджевых потерь, но не могла служить бастующим серьезным рычагом давления на концерн. Однако 2 ноября суд разрешил бастовать машинистам, работающим на грузовых и скоростных пассажирских поездах, – и GDL немедленно воспользовался своим правом.
50 миллионов убытков
Уже 8 ноября машинисты попробовали свои силы и парализовали немецкую транспортную систему двухдневной забастовкой. Особенно пострадали от действий бастующих восточные районы страны: именно здесь доля машинистов — членов GDL среди работников Deutsche Bahn особенно высока (помимо GDL в DB существует также профсоюз машинистов Transnet, не участвующий в забастовке, а также машинисты, пользующиеся «статусом чиновника» – таких сотрудников нельзя уволить без их согласия, однако в обмен на такую льготу они лишены права бастовать). В ходе пробной двухдневной забастовки машинистов грузовых поездов почти полностью остановилась перевозка грузов в Восточную Европу. По самым скромным подсчетам, для компенсации задержек на железных дорогах транспортным компаниям пришлось бы задействовать не менее 100 000 седельных тягачей – такого количества свободных автомашин нет во всей Европе. В ближайшие дни руководство GDL снова будет применять на практике опыт, полученный в ходе последней забастовки. Даже по оценкам члена совета директоров DB Карла-Фридриха Рауша, «надо исходить из того, что на востоке страны на ходу останется не более 10—15% поездов» – катастрофический удар по экономике страны. По оценкам Института немецкой экономики (IW), забастовка такого масштаба обойдется стране в 50 млн евро в сутки – это в пять раз больше, чем проходившие ранее забастовки машинистов пригородных поездов. Как хвастливо заявил руководитель профсоюза Манфред Шелл, «забастовка поможет мозгам руководства крутиться быстрее».
Хамский тон заявлений профсоюзных лидеров уже вызвал негодование руководства концерна DB. Председатель совета директоров DB Хартмут Медорн уже пообещал, что концерн «не позволит давить на себя». Член совета директоров DB Норберт Бензель, курирующий вопросы грузоперевозок, уже назвал поведение GDL «наглостью». «Бастующим совершенно наплевать на то, какие чудовищные последствия для экономики страны вызовут их действия. Они сознательно бьют по всем гражданам страны», – заявил Бензель.
Они достали
То, что машинисты не хотят идти ни на какие уступки, вызывает все больше непонимания и среди простых граждан. В Германии, где бастующие редко требуют повышения зарплат больше чем на 5—6% и чаще всего после переговоров идут на компромисс, соглашаясь с ростом доходов в 3—4%, требования машинистов выглядят нонсенсом. Простые немцы, вынужденные пересаживаться на автомобили и платить все большие суммы за дорожающий бензин (на этой неделе цена литра бензина превысила 1,4 евро), все чаще говорят о необходимости «забастовки пассажиров». Сами же машинисты все больше и больше способствуют своими действиями тому, что их позиция оказывается окончательно скомпрометированной. Так, уже сегодня, выступая на пресс-конференции, председатель GDL Манфред Шелл пообещал приурочить еще одну общенациональную забастовку к началу рождественских каникул – то есть к сезону, когда немецкие железные дороги перевозят больше всего пассажиров. Помимо угрозы сорвать самый кассовый сезон для железных дорог, это также означает, что члены GDL готовы оставить без рождественских отпусков добрую половину немцев – а такого рождественского подарка машинистам никто не простит.
Именно поэтому в конфликт между машинистами и руководством DB уже поспешили вмешаться самые высокопоставленные немецкие политики. К поиску компромиссов противоборствующие стороны призвали член Христианско-демократического союза, министр экономики Михаэль Глос и член Социал-демократической партии Германии, министр по делам транспорта Вольфганг Тифензее. Свою озабоченность эскалацией конфликта выразила и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. Канцлер призвала стороны конфликта вспомнить о своей ответственности перед согражданами: «Если биться головой о стену, то победит стена», – эмоционально заключила Меркель.
Французский пример
Между тем железные дороги стоят сегодня не только в Германии. В соседней Франции второй день продолжается забастовка машинистов электропоездов. Причиной конфликта стали планы правительства реформировать правила отчисления машинистами платежей в пенсионный фонд. Согласно предложениям правительства, теперь машинисты должны платить взносы не в течение 37,5 лет, а в течение 40 лет. Кроме того, предполагается повысить минимальный возраст выхода машинистов на пенсию (сегодня в некоторых случаях машинист может уйти на пенсию уже в 50 лет). В результате бессрочной забастовки, начавшейся вечером вторника, во Франции практически парализовано движение дальних пассажирских поездов: из 700 скоростных составов TGV на линии вышло лишь 90. Серьезно затруднено движение международных поездов – следующих как в Германию, так и в Швейцарию. Практически полностью остановлено транзитное движение из Швейцарии в Испанию. К забастовке машинистов дальних поездов присоединились работники парижского метро: по заявлению транспортной компании RATP, на линиях находится не более 20% парижских метропоездов – впрочем, пассажиров перевозят на 1000 автобусах, предоставленных компанией для замены метросоставов. С истинно французским размахом к бессрочной забастовке машинистов уже присоединились работники государственных энергогигантов GdF и EdF, обеспечивающих поставки газа и электричества. Работники EdF уже пообещали отключить энергоснабжение офисов правящей партии «Союз за народное движение». Также бастующих поддерживают работники «Комеди Франсез» и Парижской оперы – сегодня в обоих театрах отменены представления — планы правительства предусматривают сокращение льгот не только машинистов, но и электриков, газовиков и работников сцены.