Дурная привычка (журнал "Эксперт online", 20 ноября 2007)
Дурная привычка (Эксперт online)
Трудовой конфликт во Франции набирает обороты. В дополнение к забастовкам на железнодорожном и городском транспорте, начатым неделю назад в знак недовольства профсоюзов пенсионной реформой, сегодня прекратили работу служащие социальной сферы. Всего в забастовке принимает участие около 30% французских бюджетников. Масштабные акции протеста десятков тысяч людей, недовольных действиями власти, прошли сегодня практически во всех крупных городах Франции.
20 ноября 2007
Мария Кривых
В чем же суть этой пресловутой пенсионной реформы? Дело в том, что французское правительство решило реформировать правила отчисления машинистами платежей в пенсионный фонд. Согласно предложениям властей, теперь машинисты должны платить взносы не в течение 37,5 лет, а в течение 40 лет. Кроме того, предполагается повысить минимальный возраст выхода машинистов на пенсию (сегодня в некоторых случаях машинист может уйти на пенсию уже в 50 лет).
Но это еще не все. «Специальные пенсионные режимы», которые пытаются отстоять новоявленные забастовщики, распространяются на работников крупных государственных компаний, таких как SNCF (железнодорожный транспорт), RATP (городской транспорт), а также на EDF (государственная компания электричества), GDF (государственная газовая компания). За свои особые условия борются также представители некоторых других профессий: военные, полицейские, моряки, работники французской оперы, шахтеры и даже депутаты.
Французская пресса уже окрестила происходящее «черным вторником». Школьные учителя, почтовые работники, медсестры, авиадиспетчеры, сотрудники налоговой службы и других госучреждений прекратили работу, требуя повышения заработной платы и отмены правительственных планов понизить уровень государственного жалования, передает агентство AFP. Причем о планируемых акциях протеста профсоюзы учителей и чиновников объявили заранее, независимо от железнодорожников и работников метро. Как и последние, госслужащие требуют повышения зарплаты и сохранения льготных пенсий. Напомним, в общей сложности во французском общественном секторе занято порядка 5 миллионов человек.
Не вышли в этот день и крупнейшие французские газеты — из-за забастовки работников типографий. Хотя они и не являются госслужащими, они решили воспользоваться возможностью и потребовать повысить им зарплату.
Самая масштабная манифестация прошла в Марселе: на улицы, по оценкам полиции, вышли 12 тысяч человек. Правда, организаторы акции утверждают, что протестующих на порядок больше, а именно 60 тысяч человек. В Руане на улицы вышли, по разным оценкам, от 7,5 до 18 тысяч человек. В Гренобле и Лионе на улицы высыпали примерно по 15 тысяч человек.
Примечательно, что акция уже вышла за рамки недовольства деятельностью правительства. Она превратилась в протест против самой власти, и в частности Николя Саркози. На улицы французских городов вышли недовольные действиями властей в целом, еще безработицей и низкими зарплатами. Недавнее известие о значительной прибавке к зарплате главы государства также стало причиной недовольства митингующих: «Плюс 140% для Сарко, сколько для пенсионеров?» — скандировал народ.
Столь масштабные протесты (а также их последствия в виде пробок и отказов в больничном приеме гражданам) обошелся Франции дорого. По расчетам министерства экономики в Париже, за один день акции страна теряет 350 миллионов евро.
Результатом смутного дня стал назначенный на завтра новый раунд переговоров между представителями правительства Франции и профсоюзами. Ранее французские власти безапелляционно заявляли, что транспортники сначала должны вернуться на свои рабочие места и только тогда можно будет начинать переговоры. В результате во вторник во Франции начала ходить половина стоящих в расписании скоростных поездов TGV, в Париже, пускай и не в прежнем объеме, начали-таки ходить метро и автобусы. Правда, протест госслужащих снова поверг французское государство в хаос, и у властей не осталось другого выхода, как согласиться на переговоры.
К тому же недовольство происходящим граждан, вынужденных терпеть всякие лишения вроде многочасового стояния в пробках, вылилось не на бастующих, а на само правительство. Самое интересное, что половина французов поддерживает забастовку работников общественных служб. Во всяком случае, о том свидетельствуют социологические опросы.
Как заявил французской Le Monde директор отдела исследований в Национальном центре научных исследований Франции (CNRS) Жан-Клод Тениг, требования бастующих далеко не беспочвенны. По его словам, за последние годы ввиду увеличения цен на бензин и роста инфляции их покупательная способность значительно снизилась, что для них намного важнее, чем какие-либо карьерные амбиции.
По мнению эксперта, тот факт, что правительство и профсоюзы не сумели договориться до сих пор и их противостояние переросло в конфликт, вызван «дурной французской привычкой». Причем она свойственна как сторонникам левых, так и правых. «Очень много говорят о необходимости возрождения нормального диалога, но на деле выполнить это не получается», — считает Тениг.