С Kindle под мышкой (журнал "Эксперт online", 20 ноября 2007)
С Kindle под мышкой (Эксперт online)
Крупнейший в мире интернет-магазин Amazon.com выпустил устройство под названием Kindle (что в переводе значит «зажечься», «вспыхнуть»), предназначенное для чтения электронных книг. «Потухший» рынок электронных «читалок» получил надежду на оживление.
20 ноября 2007
Всеволод Пуля
Трехсотграммовый Kindle может похвастаться 5−дюймовым черно-белым экраном с разрешением 600 на 800 точек, 256 мегабайтами встроенной памяти (пользователю доступно 180 мегабайт, этого объема хватит примерно на 200 книг), слотом для карт памяти стандарта SD и встроенным модулем беспроводной связи EV-DO (это технология работает на сетях связи стандарта CDMA, распространенных в США и Азии). Собственно благодаря этому модулю и идет загрузка книжек по интернету.
Amazon.com планирует брать с пользователей Kindle в среднем по 10 долларов за каждую скачанную электронную книгу. Кроме того, у владельцев «читалки» есть возможность получать по электронной подписке газеты The Wall Street Journal и The New York Times, а также журналы Fortune и Time. За месячную подписку на газеты придется выложить от 6 до 15 долларов в месяц, журналы за такой же период обойдутся дешевле – от 1,25 до 3,5 доллара. За 1 или 2 доллара на Kindle можно читать один из 300 блогов. В дальнейшем планируется доступ и к французским, ирландским и немецким газетам.
Устройство также может подключаться к компьютеру через порт USB 2.0 и воспроизводить мелодии и аудиокниги формата mp3 и aa – для этого у него есть встроенный динамик и разъем для наушников. Есть у Kindle и клавиатура, которая может понадобиться, например, чтобы посмотреть нужное слово в предустановленном Оксфордском словаре.
Kindle поддерживает форматы текстовых файлов txt, mobi, prc, а также собственный формат azw. «Читалка» работает без подзарядки в течение недели с выключенным беспроводным модулем или два дня – с включенным. Первые Kindle можно будет купить 29 ноября за 400 долларов.
Другие компании, в частности Sony, также пытались продавать подобные устройства, но пока что все такие попытки не увенчались успехом. Amazon же потратила на разработку Kindle три года.
Однако, по мнению ведущего аналитика компании Ovum Стивена Хартли, некоторые ограничения функций Kindle не позволят Amazon в ближайшее время «зажечь» рынок электронных «читалок». Конечно, определенный потенциал в устройстве все же есть. Главной особенностью Kindle, по мнению Хартли, является то, что пользователю не надо будет подключаться к сети американского сотового оператора Sprint, который обеспечивает беспроводную связь EV-DO, — все необходимые формальности Amazon берет на себя. Правда, пока что, помимо загрузки платных книг, журналов, блогов и даже e-mail (за них планируется брать по 10 центов), пользователям бесплатно доступна только онлайн-энциклопедия Wikipedia.
Также аналитик из Ovum отмечает, что несмотря на выгодную стоимость электронных книг против их аналогов в твердой обложке (в Америке они стоят в среднем по 25 долларов), они пользуются ничтожной популярностью. По данным Ассоциации американских издателей, в 2005 году доля продаж электронных книг была менее 1%.
Amazon заключила соглашения с наиболее крупными книжными издателями, чтобы продавать их книги в электронном виде для Kindle. Сейчас в онлайн-магазине представлено около 90 тысяч наименований и примерно 90% бестселлеров. Стоимость отчислений издателям не называется, однако некоторые источники, близкие к вопросу, отмечают, что обычно издательства продают электронные версии 25−долларовых книг по 20 долларов. Для таких крупных покупателей, как Amazon, скидку обычно делают до 10 долларов, а потом онлайн-магазины продают их по 16 долларов. Amazon же решила не накручивать закупочную цену, а получать прибыль от продажи классических произведений, авторские права на которые стоят ощутимо меньше.
Стивен Хартли также отмечает слишком большие размеры и вес устройства, а также его высокую стоимость. Тому же Sony Reader’у Kindle проигрывает 50 граммов по весу и 100 долларов по цене. Пожалуй, для многих выгоднее будет купить коммуникатор с гораздо большей функциональностью за такие же или даже меньшие деньги, считает аналитик.
Однако большинство любителей электронных книг – это особая пользовательская ниша. Таким людям важно сочетать ощущения от чтения бумажной книги с удобством хранения множества электронных документов, и таким запросам Kindle вполне удовлетворяет. Монохромный экран наиболее удобен для чтения текста даже при ярком освещении, вес устройства сравним со средним весом книги, а дополнительные функции только добавляют устройству чести.
Джефф Безос, глава Amazon, также отметил высокую стоимость устройства, сказав, что покупатель Kindle должен быть поистине увлеченным читателем, чтобы отбить столь крупные инвестиции.