Надо доплатить ( журнал "Эксперт online", 20 декабря 2007 )
Надо доплатить ( журнал "Эксперт online", 20 декабря 2007 )
Компания Deloitte оценила активы авиальянса AiRUnion (ОАО «Эйрюнион»), создаваемого РФ и частными акционерами ОАО «Красноярские авиалинии», в 7 515 680 тыс. рублей (304 млн долларов). Об этом сообщает Росимущество, опубликовавшее на своем сайте подробности оценки.
Александр Попов
Госдоля в альянсе оценена в 4 360 220 тыс. рублей (176 млн долларов), благодаря чему Росимущество (то есть государство) сможет получить 58% акций авиаперевозчика. Оценку активов, подлежащих внесению в уставный капитал создаваемого ОАО «Эйрюнион», планируется утвердить на учредительном собрании новой компании, которое Росимущество назначило на 16 января 2008 года. Также в повестку дня входит подписание договора о создании и решение об учреждении ОАО «Эйрюнион», утверждение устава перевозчика (его вариант также опубликован на сайте), избрание генерального директора, членов совета директоров в составе девяти человек и членов ревизионной комиссии.
Новая оценка и связанный с ней расклад в акционерном капитале отличается от ранее объявленных планов, согласно которым предполагалось, что контроль в новой компании получат частные акционеры KrasAir. Таким образом, в России мог появиться третий по величине (после «Аэрофлота» и «Сибири») авиаперевозчик, к тому же подконтрольный не государству, а частным собственникам. Что, по идее, стало бы уникальным событием, ведь государство самостоятельно отказывалось от контроля в пользу имманентно эффективного частника.
Во главе этого процесса стоял основной владелец и глава альянса AiRUnion, красноярский предприниматель Борис Абрамович. Он создал альянс еще в начале 2005 года путем формального объединения авиакомпаний «Красноярские авиалинии», «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ), «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс». Планировалось, что в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Эйрюнион» РФ вносила 51% акций «Красэйр», 50% «Домодедовских авиалиний» и 46,5% авиакомпании «Самара». Частные акционеры во главе с Абрамовичем вкладывали в капитал нового перевозчика свои доли в тех же компаниях («Красэйр» – 49%, ДАЛ – 49,7%, «Самара» – 53,51%), а также 100−процентные пакеты в компаниях «Омскавиа» и «Сибавиатранс».
Активы альянса AiRUnion уже оценивались, причем доля Росимущества тогда также была оценена дороже доли частных акционеров «Красэйр». Компания «Пачоли» весной 2006 года оценила стоимость AiRUnion в 7,07 млрд рублей, на долю государства тогда приходилось 50,04%. В своей оценке «Пачоли» учла 20−процентную премию за контроль, которым Росимущество обладает в двух крупнейших авиакомпаниях альянса – «Красэйр» и «Домодедовских авиалиниях». Для того чтобы доля частных акционеров оказалась дороже государственной, Борис Абрамович и его партнеры сделали хитрый ход: создали и предложили внести в капитал AiRUnion ООО «Эйрюнион эр-эр-джи» с уставным капиталом в размере более 20 млн долларов. Средства позднее предполагалось направить на приобретение 15 самолетов SuperJet у АВПК «Сухой». Именно за счет этого доля частников в капитале нового авиаперевозчика должна была превысить долю государства.
Исходя из новой оценки активов, сделанной Deloitte, 20 млн долларов частным акционерам для получения контроля над перевозчиком будет недостаточно. Для этого им нужно как минимум 48 млн долларов. А значит, Абрамовичу либо придется доплатить более 1 млрд рублей, либо отказаться от амбиций стать мажоритарным акционером «Эйрюнион».
Руководитель пресс-службы авиаальянса Юлия Багрышева, впрочем, уже сообщила «Интерфаксу», что акционеры компании готовы внести необходимую сумму. Специалисты, правда, сомневаются, что Борису Абрамовичу удастся за такой короткий срок найти столь солидные средства. Поэтому, к примеру, аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский считает, что при такой оценке активов создаваемого холдинга контрольный пакет однозначно будет принадлежать государству. «В целом Абрамовича вполне могут удовлетворить миноритарный пакет и возможность оказывать определяющее влияние на оперативное управление компанией. А госконтроль в данном случае будет даже позитивен, обеспечивая дополнительную поддержку, в частности, при получении новых маршрутов», – уверен аналитик.
Отметим, что указ президента о создании ОАО «Эйрюнион» не определял максимального размера госпакета, в нем была зафиксирована лишь необходимость обеспечить долю государства в акционером капитале перевозчика в размере не менее 45%. Таким образом, Росимущество на этом фоне оказывается ни при чем: оценщик сделал свою работу.