Дмитрий Гришин: «Здесь можно собирать достойный урожай» (журнал «Финанс», №16 (251) 21 - 27 апреля 2008)
Дмитрий Гришин: «Здесь можно собирать достойный урожай» (журнал «Финанс», №16 (251) 21 - 27 апреля 2008)
Генеральный директор Mail.ru Дмитрий Гришин рассказал «Ф.» об отличиях нынешнего ажиотажа вокруг интернет-проектов от бума доткомов, приведшего к кризису 2000 года. Беседовал Андрей Школин
Чем вы сейчас живете как генеральный директор Mail.ru?
– Фокусируемся на создании социальных сервисов. Расползаемся по России: открываем региональные офисы. Активно развиваемся, конкуренция усиливается.
Но борьба за пользователя еще не сравнима с тем, что на Западе происходит?
– У нас уже тоже очень «жарко». Из мировой «большой тройки» интернет-компаний в России уже присутствует и достаточно агрессивно отнимает долю рынка у российских поисковиков Google. Корпорация Microsoft тоже делает попытки войти в Рунет, но пока находится скорее в стартовой стадии. Не видно только Yahoo!, и непонятно, появится ли он вообще, в связи с недавними событиями. Конкуренция возросла не только за счет прихода западных порталов, но и из-за появления на рынке огромного количества стартапов. Еще 5 лет назад приходилось объяснять, что такое Рунет и как здесь можно зарабатывать деньги. Теперь все понимают, что это правильное направление, появилось много инвестиционных денег, которые идут в новые проекты.
Чем нынешняя ситуация отличается от бума доткомов 2000 года?
– Тогда деньги вкладывались в основном в будущее, «в мечту». Теперь на рынке уже присутствуют красивые примеры крупных, реально прибыльных интернет-проектов. Некоторые инвестируют в их покупку, другие, более рисковые, вкладываются в стартапы, которые создаются по образу и подобию успешных проектов, либо пытаются придумать какую-то новую бизнес-модель.
У многих в последнее время появилась иллюзия: сейчас придем, вложим х миллионов долларов, построим крупный портал и будем на нем хорошо зарабатывать. Но практика и печальный опыт многих стартапов показывает, что интернет-рынок – отнюдь не «поле чудес», где всходит любой вложенный доллар. Чтобы добиться успеха, сначала нужно либо придумать что-то необычное, либо приложить какие-то сверхусилия к грамотному продвижению продукта. В этом плане Рунет мало отличается от любой другой сферы экономики. Единственная особенность – реально быстрый рост и по аудитории и, как следствие, по рекламным доходам.
Кстати, интерес инвесторов к рынку повлиял и на скорость внедрения сервисов: раньше Россия отставала от Запада в области интернета на 1–3 года. Теперь если gap (разрыв – «Ф.») и есть, то очень маленький. Мировая тенденция: как только в интернете появляются интересные идеи, доказывающие свою привлекательность, почти мгновенно появляются их клоны в других странах и регионах. Потому что стало больше «бизнес-машин», мониторящих происходящее и старающихся быстро адаптировать все новое и успешное.
То есть в отличие от ситуации 2000 года в интернет-проектах теперь больше бизнеса, чем энтузиазма?
– Можно и так сказать. В 2000-м году бум был спровоцирован скорее интуитивным ощущением, что интернет – фундаментально правильная идея, новая экономика, где можно зарабатывать хорошие деньги. Но тогда мало кому удавалось реализовать этот посыл в конкретной бизнес-модели. Из-за общего ажиотажа появилось много компаний, которые не просто тратили деньги, но и не понимали, как будут их зарабатывать в кратко и среднесрочной перспективе.
Сейчас бум возник как реакция на появление компаний, которые на деле доказали, что «здесь круто». Публикует свои показатели Rambler, есть косвенные данные по «Яндексу» и Mail.ru. Появились реальные примеры того, что на этом поле можно собирать достойный урожай. Как только это стало очевидно, нашлось большое количество желающих тоже попытать счастья.
Из-за возникшего ажиотажа проекты продаются инвесторам все дороже, некоторые из них оцениваются чересчур оптимистично. Коэффициент P/E для интернет-компаний может составлять и 10, и 40, и 100. Интернет становится все более значимой частью жизни, но никто не знает, насколько смогут вырасти существующие бизнесы. Сейчас все набирают аудиторию, чтобы затем много лет увеличивать ARPU на юзера.
На мой взгляд, Microsoft заметен в Рунете не больше Yahoo!
– Отличие есть, и очень важное. У Microsoft в России есть мощная стартовая площадка – большой русский офис. Сравните с Yahoo!, который ограничился переводом на русский язык своей странички поиска. И офиса в России у них нет.
Каких шагов вы ждете от Microsoft?
– Стратегически перед ним лежит два пути. Первый – развивать собственные интернет-сервисы, агрессивно вкладываясь в маркетинг и используя свои преимущества как монополиста в области операционных систем для компьютеров. Второй путь – купить кого-то из местных игроков.
Вы замечаете давление со стороны почтовых сервисов Google?
– Нет. Мне кажется, на Gmail переключились некоторые IT-специалисты, однако основная масса пользователей осталась при прежних ящиках. Точной статистики нет, но доли участников рынка можно оценить по косвенным данным. Например по тому, как люди подписываются на e-mail рассылки. И мы видим: пока доля Gmail не велика – единицы процентов. Все-таки лояльность к почтовому ящику довольно высока. Это не поисковик, которым ты пользуешься только в силу привычки. На почту у человека завязаны контакты, личные связи.
Мы стремимся максимально привязать пользователя к порталу путем построения именно коммуникационных сервисов. Поиском занимаемся только в силу принципа «the must». Хотя и в этой области занимаем 9% рынка. Сравните с Rambler и его 12%. Кстати, мы единственный российский поисковик, у которого растет доля рынка. Кстати, раньше все считали, что мы не поднимемся выше 5%. Но все-таки наш «конек» – это сервисы общения и UGC-сервисы (user-generated content). В эту группу входят: почта, мессенджер «Mail.ru Агент», социальная сеть «Мой мир», фото-, видео- иблогхостинг, а также знакомства, чаты. Параллельно вокруг выстраиваем некий набор сервисов, которые носят либо вспомогательный характер, либо позволяют дополнительно монетизировать аудиторию.
Фундаментальный подход: ты заводишь один раз логин и пароль для почтового ящика и в дальнейшем используешь и для социальной сети, и для «Mail.ru Агент». Все лежит в одном месте. Другими словами, юзер создает у нас некий «домик», в котором накапливаются нужные для него вещи: фото, видео, почта, друзья в социальных сетях.
Насколько успешным оказался мессенджер «Mail.ru Агент»?
– Долгое время ICQ оставался в России монополистом. И тем не менее мы смогли получить значительную долю рынка. Вряд ли при этом отняли старых клиентов у ICQ, но такой задачи не стояло. Зато привлекли к своему продукту огромное количество новых. «Агент» изначально распространялся как удобный mail-notifier (программа, уведомляющая о приходе письма в почтовый ящик – «Ф.»), потом мы добавили в него функцию общения, и многие стали использовать его и для этого. В «Mail.Ru Агенте» нет рекламы и много приятных дополнительных функций, например бесплатная отправка sms на номера всех крупнейших операторов. Свою долю на рынке мессенджеров в России мы оцениваем в 40%. Остальные 60% – это разные клиенты для ICQ. Одна из причин получения такого положения – мы забирали новую аудиторию, которая еще не определилась с мессенджером.
Солидно
– К сожалению, общего исследования по этому рынку нет, но, по последним данным ICQ, у них в России порядка 6 млн пользователей. У «Mail.ru Агента», согласно нашей статистике, тоже 6 млн.
И какова из них доля пользователей, установивших «Mail.ru Агент» только в качестве сигнализации о новом письме в почтовом ящике?
– Может, наша аудитория менее активна, чем у ICQ, но как средством общения «Агентом» пользуется большая ее часть. Вообще, ее можно разделить на три группы. Первые установили «Агент» для получения уведомлений о письмах плюс быстрого доступа к некоторым сервисам. Например, версия 5.0 позволяет быстро переходить в «Мой мир» или в «Фото». Второй тип применяет «Агент» как инстант-мессенджер, причем для таких юзеров он является основным или даже единственным средством общения. Наконец, третья группа пользуется и «Агентом», и ICQ. Так вот, доля юзеров первой группы невелика и быстро сокращается. Потому что, если ты сидишь в онлайне и доступен для поиска, к тебе обязательно кто-нибудь постучится.
Вас не беспокоит, что «Одноклассники» и «В контакте» обошли вашу социальную сеть «Мой мир» по числу посещений?
– Они были первыми. Кстати, сейчас мы единственные из крупных порталов, кто всерьез играет на новом рынке социальных сетей, и занимаем на нем третье место. Аудитория «В контакте» и «Одноклассников» во многом пересекается, а месячная аудитория проекта «Мой мир» всего в два раза меньше аудитории тех же «Одноклассников».
Чем занимаются региональные офисы?
– В основном продажами. Всего их три. Нижегородский филиал также занимается программированием. Кстати, для нас это первый опыт переноса разработок за пределы Москвы. И результатами эксперимента мы очень довольны. Нечто подобное, думаю, сделаем в Новосибирске. Но эти города мы рассматриваем лишь как дополнение к столичному центру разработок.
Наверно, дорого держать большую часть разработчиков в Москве?
– Недешево. Сейчас со смехом вспоминаешь разговоры трехлетней давности, когда всерьез обсуждались позиции России и Москвы на мировом рынке офшорного программирования. Теперь зарплаты столичных программистов сравнимы с Канадой. И теперь уже мы думаем, куда аутсорсить разработки. Это всегда компромисс между эффективностью, удобством менеджмента и стоимостью. Мы хотим разрабатывать ключевые вещи в московском офисе. И параллельно выращивать 2–3 центра в регионах, чтобы иметь постоянный источник кадров и чуть снизить затраты.
По какому принципу вы выбираете регионы для открытия местных офисов продаж?
– В первую очередь движемся в города-миллионники, где хорошее проникновение интернета. Также важна экономическая ситуация в регионе, наличие местных рекламодателей, готовых покупать рекламу. Для региональных рекламодателей предлагаем некоторые специальные продукты. Это пакеты рекламы, сформированные таким образом, чтобы охватить всю активную интернет-аудиторию города или региона. Сейчас мы видим большой интерес к новому медиа со стороны местных рекламодателей, планируем, что региональные офисы выйдут на окупаемость уже к концу года. Существует вероятность того, что мы откроем еще 1–2 офиса до конца года.
Почему вы решили продавать свои рекламные площади самостоятельно?
– Основной источник выручки Mail.ru – медийная реклама. Для нас мощная sales-машина является важным инструментом бизнеса.
Но тот же Rambler предпочитает продавать медийную рекламу через Video International
– Мы через это уже проходили. В 2005 году Video International нас полностью продавала. Но в результате мы пришли к выводу, что стратегически верно иметь собственный отдел продаж. Таким образом, мы становимся более гибкими по отношению к клиенту, а следовательно, более эффективными. Кроме того, так снижается наша зависимость от кого-либо. В результате большую часть медийной рекламы мы продаем самостоятельно и делаем это лучше всех в Рунете.
Интернет хорош тем, что можно разместить рекламу, предназначенную для конкретной аудитории. Что Mail.ru делает для этого?
– В деле фокусировки рекламы по социально-демографическим признакам мы пионеры. Mail.ru – это самая большая база зарегистрированных пользователей в Рунете. Мы уже несколько лет продаем рекламу с возможностью фокусировки по полу и возрасту. С прошлого года с различными партнерами также успешно используем поведенческий таргетинг. Кроме того, помимо стержневых коммуникационных сервисов у нас есть большое количество вертикальных проектов. Они помогают разделить «по интересам» и более эффективно продавать аудиторию: «Авто», «Афиша», «Новости», «Леди». Здесь рекламодатель покупает размещение как в бумажном журнале по своей тематике.
Много ли людей пользуется вертикальными проектами?
– Достаточно. Travel@Mail.ru – лидер среди сайтов о путешествиях. «Авто@Mail.ru» и «Недвижимость@Mail.ru» входят в тройку в своем сегменте. Огромная аудитория многое позволяет сделать. Например, мы первые в Рунете по новостям. У нас крупнейшая «Афиша». Стратегически мы стараемся сделать так, чтобы у пользователя в принципе не возникало потребности покинуть портал Mail.ru.
НЮАНСЫ: О финансах
Раскроете финансовые показатели?
– Конкретных цифр пока назвать не могу. Но растем быстро, темпы сопоставимы с другими игроками, которые озвучивали свои цифры. Примерно две трети выручки приходится на медийную рекламу. На втором месте – контекстная, на третьем – различные sms-сервисы. Кстати, компания теперь в меньшей степени зависит от медийной рекламы, чем раньше. 2–3 года назад «медийка» давала 95% доходов.
Планируете дальше уменьшать долю поступлений от медийной рекламы?
– Мы формулируем задачу иначе. У нас есть огромная аудитория. И надо постоянно искать новые способы заработать на ней максимальное количество денег.
Когда, по вашему мнению, приостановится рост рынка?
– На мой взгляд, ситуация будет развиваться примерно так же, как на рынке сотовой связи. Проникновение интернета в России составляет около 25% населения по реалистичным оценкам. Исходя из европейского опыта, аудитория должна как минимум удвоиться и дойти до 50–60% от населения страны. Поэтому для нас очень важно расти вместе и быстрее рынка. В тот момент, когда все стабилизируется, каждый останется с той аудиторией, которая у него уже есть. Думаю, в России будет 70 млн пользователей интернета. Но никто не берется прогнозировать, когда именно это произойдет – к 2010-му или к 2012 году. Многое зависит от состояния экономики, активности интернет-провайдеров.
В какую сумму Mail.ru себя оценивает?
– Пока мы не разглашаем таких цифр. Но можно посмотреть последние сделки по нашим акциям.
С тех пор много воды утекло
– Почему же, в ноябре 2007 года прошла последняя сделка по цене в $1 млрд. Хотя вы правы: на нашем рынке все растет очень быстро.