Все и сразу ( журнал "Эксперт Online", 4 июня 2008 )
Все и сразу ( журнал "Эксперт Online", 4 июня 2008 )
Сегодня генеральный директор ОАО «Иж-авто» Михаил Добындо раскрыл некоторые подробности переговоров между собственником завода – группой СОК и его потенциальным покупателем – ОАО АвтоВАЗ.
Денис Квасов, редактор отдела «Компании и рынки» «Эксперт Волга»
Определена цена, которую запросила самарская группа за ижевский актив. Оферта выставлена на 12 млрд рублей. Представители СОКа считают эту цену «абсолютно справедливой». Сейчас инвесткомпания «Тройка Диалог», которая давно консультирует АвтоВАЗ, проводит процедуру due dilligence на «Иж-авто» в интересах тольяттинского автогиганта. Оценку со стороны ижевского завода проводит Газпромбанк.
Интересно отметить, что сумма, которую называют представители СОКа, осталась той же, что и полгода назад, когда основной бенефициар группы Юрий Качмазов впервые сделал АвтоВАЗу предложение по продаже «Иж-авто». Очевидно, что самарцы стремятся получить максимально возможную сумму за ижевский актив, однако ответ тольяттинского автогиганта, скорее всего, будет готов лишь к концу июня, когда закончится аудит предприятия. KPMG оценила «Иж-авто» в 9,6 млрд рублей. Оставшую же часть представители СОКа считают адекватной премией за экономию времени – АвтоВАЗ планирует уже в ближайшее время запустить в производство новые модели, созданные совместно с Renault. В этой ситуации получить готовую производственную площадку с мощностями по сварке, окраске и сборке и рассчитанную на выпуск от 220 до 350 (при небольшой модернизации) тыс. автомобилей в год – действительно весьма привлекательная для тольяттинского автозавода перспектива. «Строить с нуля новое предприятие для Renault менее выгодно, чем купить готовое, – считает заместитель директора научно-исследовательского центра МИР (Самара) Михаил Васильев. – К тому же „Иж-авто” выгодно расположено – недалеко от АвтоВАЗа и оснащено современным оборудованием, помимо этого нужно учесть также и готовый профессиональный персонал и опыт сборки вазовских моделей, перенести в Ижевск производство „классики” можно в кратчайшие сроки и с минимальными затратами».
Однако сумма в 12 млрд рублей, судя по всему, не очень устраивает руководство АвтоВАЗа. Зимой предложение СОКа осталось без ответа, а новая позиция топ-менеджеров предприятия будет известна только после окончания due dilligence. Скорее всего, их оценка будет несколько ниже предложенной. Конечно, найти 12 млрд рублей АвтоВАЗу особого труда не составит – тот же Сбербанк вполне сможет прокредитовать сделку. Ведь еще во время апрельского визита главы Сбербанка Германа Грефа в Тольятти стороны договаривались о расширении сотрудничества, и банкир пообещал руководству АвтоВАЗа масштабные кредитные ресурсы. Возможно, сделка по «Иж-авто» станет первым этапом этого сотрудничества.
Однако даже использование денег Сбербанка не делает покупку ижевского завода легким делом. Напомним, чистая прибыль АвтоВАЗа за 2007 год составила 3,95 млрд рублей, то есть примерно в четыре раза меньше, чем просит за ижевское предприятие группа СОК. В текущем году рентабельность тольяттинского автозавода вряд ли существенно повысится – сказывается необходимость индексации заработной платы сотрудников, а также удорожание сырья и материалов (особенно металла), энергоносителей и логистики. Сейчас АвтоВАЗ отыгрывает повышение себестоимости продукции за счет увеличения отпускных цен [1] (с 9 июня они вырастут в среднем на 1,5%, а с начала года уже выросли на 3−3,5%). Однако продолжать в том же духе заводу будет рискованно. Пока спрос остается стабильным и продажи идут успешно, но усиливающаяся конкуренция с бюджетными иномарками заставляет вазовских маркетологов быть очень осторожными в плане ценовой политики – повторения ситуации 2006−2007 годов, когда сбытовая сеть АвтоВАЗа пережила полномасштабный кризис продаж, никто не хочет допустить. Таким образом, решать проблемы за счет отпускных цен у АвтоВАЗа больше не получится. А значит, все затраты придется покрывать повышением рентабельности производства – снижением затрат и более эффективным ведением всех бизнес-процессов.
Ведя переговоры с СОКом, руководство АвтоВАЗа уже сделало несколько шагов, которые можно рассматривать как попытку сбить цену на «Иж-авто». Сначала президент автозавода Борис Алешин заявил, что рассматривает возможность приобретения калининградского предприятия «Автотор» [2]. Чуть позже появилась информация о возможной покупке АвтоВАЗом 50−процентной доли в казахстанском заводе «Азия-авто». Аналитики склонны рассматривать эти шаги руководства АвтоВАЗа как попытку заставить СОК уступить в цене по сделке с «Иж-авто». Скорее всего, тольяттинский автогигант приобретет все-таки именно ижевский завод, поскольку он оптимально отвечает всем требованиям в отличие от калининградского и казахстанского предприятий. Вопрос лишь в том, насколько удастся снизить первоначальную сумму предложения СОКа.
Тем временем сама группа СОК уже готовится переносить проект сборки автомобилей своего корейского партнера Kia из Ижевска в Сызрань. Этот факт – еще одно доказательство того, что сделка по продаже «Иж-авто» входит в решающую стадию. Понятно, что АвтоВАЗ и его французский партнер Renault не захотят сохранять сборку Kia на ижевском автозаводе, поскольку топ-модели из Тольятти напрямую конкурируют с той же Kia Spectra. В свою очередь, СОК не хочет терять корейского партнера, с которым уже налажена эффективная работа. Да и сам концерн Kia заинтересован в продолжении сотрудничества с самарской группой, поскольку она не только располагает мощностями для сборки корейских машин, но и имеет сильную сервисно-сбытовую сеть Sokia. Осваивать перспективный российский рынок без базового партнера корейцам будет гораздо сложнее.
Группе СОК помимо сохранения удачного проекта вынос производства Kia в Сызрань позволит загрузить простаивающий уже полтора года завод «Рос-Лада». Раньше здесь собирались автомобили Lada из машинокомплектов, поставляемых АвтоВАЗом. Однако в 2006 году после прихода к власти на ВАЗе выходцев из ФГУП «Рособоронэкспорт» сотрудничество было прекращено, а производство законсервировано. Теперь оживить его может проект Kia. Проблема, правда, заключается в том, что мощности сызранского завода скромнее, чем «Иж-авто». К тому же здесь предусмотрена лишь сборка автомобилей, а линий сварки и окраски нет. Сумму инвестиций в организацию полного производственного цикла аналитики оценивают в 200−250 млн долларов. Это примерно половина той суммы, которую СОК планирует получить за свой ижевский актив. К тому же близость к основным предприятиям СОКа по производству автокомпонентов (большинство из них расположено в Самарской и Ульяновской областях) позволят успешно провести локализацию производства Kia и повысить рентабельность производства этих автомобилей.