Самара вылетает ( журнал Эксперт online, 29 августа 2008 )
Самара вылетает ( журнал Эксперт online, 29 августа 2008 )
На фоне проблем, возникающих у авиакомпаний альянса AiRUnion в аэропортах Москвы и Красноярска, Самара пока выглядит неплохо. За минувшую неделю в городе на Волге было задержано около десяти рейсов авиакомпаний альянса.
Наталья Дядик, заместитель главного редактора журнала «Эксперт Волга».
Самые большие задержки пришлись на вылеты самолетов KrasAir. В прошлую среду пассажирам рейса Самара–Норильск, который осуществляли «Красноярские авиалинии» за «Сибавиатранс» (перевозчик авиаальянса), пришлось просидеть в самарском аэропорту Курумоч до субботы. Тогда их вывезла авиакомпания «Самара». Вчера ситуация повторилась – за тем исключением, что людям провели в аэропорту «всего» около суток. После их также доставил до пункта назначения рейс «Самары».
Пресс-секретарь авиакомпании Александр Ирдуллин отмечает, что «Самаре» пришлось легче, чем ее партнерам по альянсу. За неделю у нее было задержано в общей сложности восемь рейсов из столицы губернии (в прошлую пятницу – на Баку и Душанбе, в среду – один в Нижневартовск и три в Москву и вчера – в Баку и Санкт-Петербург) и три из Москвы. Самарские рейсы были задержаны примерно на пять часов. Относительно небольшое (по сравнению с ситуацией в «Красноярских авиалиниях» и «Домодедовских авиалиниях») количество задержек «Самары» Ирдуллин объяснил твердыми договоренностями с заправщиком – ТЗК «Самара» (региональная дочерняя структура топливозаправочной компании «ЛУКойл») и аэропортом Курумоч, которые обслуживали ее самолеты, несмотря на имеющиеся перед ними задолженности. Достигнутым договоренностям поспособствовали и областные власти – об этом на пресс-конференции журналистам рассказал самарский губернатор Владимир Артяков.
А пресс-служба Курумоча сегодня распространила заявление, что считает крайние меры, связанные с приостановкой аэропортового и топливного обслуживания авиакомпаний альянса, недопустимыми. Согласно сообщению, в аэропорту ежедневно проводятся совместные совещания руководства Курумоча с руководителями ТЗК «Самара» и авиакомпании «Самара», на которых оперативно решаются вопросы о необходимости выполнения сторонами своих обязательств перед пассажирами – сокращения времени ожидания ими рейсов до минимума и обеспечения своевременной доставки к месту назначения.
Но ясно, что решением текущих проблем «Самара» больше обязана федеральным властям, которые обеспечили авиакомпании альянса резервным топливом под гарантии госкорпорации «Ростехнологии» (ей вместе с госпакетами «Красноярских авиалиний» и «Домодедовских авиалиний» должны быть переданы около 40% акций АК «Самара», принадлежащих Росимуществу). Сколько из выделенных 24 тыс. тонн авиакеросина достанется заправщикам «Самары», в авиакомпании не поясняют. Но, по прозвучавшим в прессе прогнозам, выделенных объемов альянсу хватит примерно на две недели. Так что, возможно, основные проблемы у перевозчика еще впереди.
К «Самаре» в полной мере относится критика госкорпорации и заправщиков (с ней выступил торговый дом «Топливное обеспечение аэропортов»), прозвучавшая в адрес авиаальянса. В «Ростехнологиях» напрямую обвиняют менеджмент авиакомпаний AiRUnion в доведении предприятий до кризиса. В «Топливном обеспечении аэропортов» также делают предположение, что руководство авиакомпаний сознательно копило долги. «К началу 2007 года сложилось впечатление, что финансовые потоки выводятся из операционного оборота и взят курс на финансирование текущей деятельности путем неплатежей», – отмечается в пресс-релизе торгового дома, посвященном проблемам AiRUnion.
О том, что долги перевозчиков авиаальянса вызвал не подорожавший авиакеросин, свидетельствует и отчетность авиакомпании «Самара». Согласно ее данным, за год – с июня 2007 года по июнь 2008 года – расходы на покупку ГСМ у нее выросли на 2% (с 38,3% от общего объема производственных затрат до 40,6%), а долги перед контрагентами – поставщиками и подрядчиками за тот же период – увеличились почти вдвое: с 429,7 млн рублей до 767 млн. Общая кредиторская задолженность авиакомпании за два квартала текущего года составила 1,114 млрд рублей, что превышает полугодовую выручку (998,6 млн). Учитывая то, что кредиторы двух партнеров «Самары» по AiRUnion – «Домодедовских авиалиний» и «Красноярских авиалиний» – требуют банкротства должников, эта перспектива может стать реальной и для «Самары».
Тем более что в прошлом году вопрос о банкротстве «Самары» уже стоял – этого требовал поставщик авиакомпании «Терминал-Д». Но делу не дали хода, по-видимому, полагая, что будущий собственник авиакомпании – государство в лице «Ростехнологий» погасит долги. Учитывая сегодняшний настрой госкорпорации, которая подчеркивает, что не является акционером компаний-перевозчиков и не имеет юридических оснований для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в них, вопрос о том, кто будет платить по долгам авиакомпании, может вновь заставить кредиторов идти в суд. Однако перспективу банкротства компании в «Самаре» не комментируют. «Мы не отказываемся от своих обязательств, мы работаем и планируем сократить кредиторскую задолженность», – говорит Александр Ирдуллин. Правда, пока авиакомпания, как и другие перевозчики AiRUnion, может зарабатывать не более чем в течение полутора месяцев – продавать билеты на зимние рейсы (сезон стартует в октябре) ей запрещено Росавиацией. Понятно, что сентябрьский пассажиропоток (прогнозировать его в «Самаре» не берутся) не решит проблему авиакомпании. Александр Ирдуллин полагает, что решение возможно найти только путем переговоров руководства «Ростехнологий», AiRUnion и властей в лице Росавиации.