Легпрому нелегко ( журнал "Эксперт online", 10 октября 2008 )
Легпрому нелегко ( журнал "Эксперт online", 10 октября 2008 )
Влияние глобального кризиса уже сказывается на работе реального сектора экономики. О том, как можно сохранить бизнес в нынешних условиях, «Эксперту Online» рассказал президент корпорации «Глория Джинс», одного из лидеров рынка детской, подростковой и молодежной одежды России, Владимир Мельников.
Сергей Кисин, автор «Эксперт Юг»
– Ощущаете ли вы как один из крупных представителей отечественного легпрома влияние финансового кризиса на отрасль?
– Предвосхищаю.
— В чем это выражается?
– В том, что не будет денег и они станут очень дорогими.
– Повлиял ли уже кризис на работу ваших предприятий?
– Еще не повлиял, потому что пока у нас есть деньги.
– Готовились ли вы к кризису?
– Да, готовился и готовлюсь.
– Как собираетесь его пережить: будете пересматривать производственные планы, сокращать сотрудников?
– Мы будем пересматривать бюджет. По нашему опыту, чтобы хорошо пережить кризис, нужно иметь правильные каналы дистрибуции и понизить цены на реализуемую продукцию на 30%. Чтобы иметь при этом достаточную прибыль для бизнеса, нужно сокращать издержки, в том числе сокращать количество сотрудников. Во времена роста и спокойной жизни на десятилетней халяве в каждой компании накопилось от 20% до 50% термитов. Пришло время выковыривать их из щелей и отправлять на вольные хлеба.
Мы также пойдем к нашим поставщикам, контрагентам и партнерам и будем говорить с ними о снижении цены: во-первых, на арендные ставки в рознице, во-вторых, на коммунальные услуги (свет, вода) и прочие расходы. Произойдет снижение заработной платы на всех уровнях до 25%. Мы снизим цены на нашу продукцию до 30% и попробуем работать на более низкой марже.
– Каким образом вы рассчитываете реализовать свою инвестиционную стратегию в условиях удорожания кредитных ресурсов и кризиса ликвидности?
– У нас, как и у всех, все плохо, но если у всех все плохо сейчас, у нас плохо всегда, а у меня всю жизнь. Как вы знаете, «Глория Джинс» все время живет в состоянии кризиса. Поэтому настоящий кризис нас касается меньше всего. Как я говорил в интервью журналу «Эксперт» [1] (№ 34, 2006 год), в нашей стране в ближайшие два-три года (к весне 2009−го) 50% компаний в легкой промышленности умрут. Не исключаю, что то же самое произойдет и в других отраслях. Я говорил в той же статье, что когда нефть вырастет до 100 долларов за баррель, будет война, поэтому нынешняя ситуация – альтернатива для жизни и смерти всего человечества. Мы отбили, может быть, предпоследнюю атаку антихристианства. «Благими намерениями построена дорога в ад» – это к тем, кто думает выстроить рай на горе других.
– Как кризис, на ваш взгляд, отразится на потреблении вашей продукции? Не произойдет ли сокращения продаж или перетока покупателей из одного сегмента в другой?
– Сокращение продаж будет, в основном это произойдет из-за цены. Те, у кого бизнес не просчитан, будут поднимать цены и в конце I квартала 2009 года «умрут». Те, у кого бизнес просчитан, но не налажена вертикаль, не выстроены каналы дистрибуции, «умрут» к лету. Покупатели же предпочтут того, кто сможет перейти в другой сегмент, при этом оставив существующие ценности продукта на прежнем уровне.