Гиганты перестали платить ( журнал Эксперт Online, 15 октября 2008 )
Гиганты перестали платить ( журнал Эксперт Online, 15 октября 2008 )
В автограде Тольятти вчера открылась вторая международная специализированная выставка-форум «Автопром. Автокомпоненты». Деловая программа единственного в России мероприятия по данной тематике включает десятки круглых столов, конференций и презентаций, однако главной темой первого дня стал, конечно, финансовый кризис.
Денис Квасов, автор «Эксперт Online», «Эксперт Казахстан»
Конечно, высокие гости не фиксировали внимание на текущих проблемах, предпочитая отметить высокий интерес к молодому по выставочным меркам проекту (всего лишь второе мероприятие) со стороны многих крупных компаний из-за рубежа и целых национальных делегаций. Например, выставку посетил чрезвычайный и полномочный посол Республики Франция в России господин Станислас де Лабуле. В своем приветственном слове он отметил, что в выставке участвует свыше 20 компаний из Франции, что свидетельствует о высоком значении, которое в этой стране придают российскому авторынку.
В то же время министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин не смог обойти тему кризиса даже в торжественном обращении в рамках официального открытия выставки. «Сейчас непростое время, и трудности испытывают все предприятия, в том числе и производители автокомпонентов, надеюсь, что те меры, которые принимает сегодня правительство страны, помогут нам преодолеть кризис, и это будет касаться не только крупных компаний, но и представителей малого и среднего бизнеса», – заявил министр. На пресс-конференции ему пришлось продолжить эту тему. Отвечая на вопросы журналистов, Капустин заявил, что сегодня в Тольятти пройдет совещание с участием вице-премьера России Игоря Сечина, в рамках которого будут обсуждаться вопросы государственной поддержки реального сектора экономики. «Власти страны прекрасно понимают, что те действия, которые сегодня предпринимаются для стабилизации ситуации в финансовой сфере, пока не доходят до предприятий реального сектора. Но мы уверены, что Россия сейчас имеет достаточно ресурсов, а государство – достаточно компетенций, чтобы помочь промышленности выйти из сложившейся ситуации», – отметил министр.
«Эксперт Оnline» неоднократно писал о том, что кризис ликвидности, который, скорее, надо называть кризисом доверия, напрямую влияет не только на финансовую систему России, но и на реальный сектор, в том числе автопром. Если уж автогиганты типа ГАЗа и КамАЗа были вынуждены останавливать свои конвейеры [1], сокращать производственные программы и даже увольнять часть персонала, то что уж говорить об игроках второго и третьего эшелона. Компании автокомпонентной отрасли не могут сравниться с тем же АвтоВАЗом по величине собственного капитала, обороту, репутации и административному ресурсу. Этим производителям полностью перекрыт доступ к кредитным ресурсам, а без них они пока еще не умеют выстраивать собственный бизнес. В условиях, когда их основные клиенты не имеют достаточно наличности, чтобы расплачиваться за поставки комплектующих, положение таких компаний резко ухудшается.
Впрочем, по признанию участников рынка и представителей профессиональных ассоциаций, финансовый кризис на самом деле лишь обострил те проблемы, которые автокомпонентная отрасль России испытывает последнее время. Корни этих проблем даже не в финансовых сложностях, а в отставании отечественного автопрома от Запада и отсутствии внятной государственной политики в этой области. Исполнительный директор Национальной ассоциации производителей автомобильных комплектующих (НАПАК) Михаил Блохин, в частности, отметил, что российским игрокам автокомпонентной отрасли необходимы доступ на мировой рынок материалов и комплектующих, а также поддержка правительства в сфере налогового законодательства. «Сейчас созданы такие условия, что выгоднее ввозить готовые узлы и агрегаты, чем выпускать их в России», – сетует эксперт. Таможенные пошлины на готовые узлы в рамках пресловутой промышленной сборки обнулены, а ввоз комплектующих для предприятий – производителей автомобильных компонентов подлежит оплате пошлины свыше 15%. По мнению Блохина, постановление правительства РФ №566 (распространяющее действие режима промсборки на производителей автокомпонентов) так и не стало реальным механизмом развития отрасли. Так, из 20 соглашений, которые были представлены на рассмотрение Минэкономразвития, одобрение получили лишь два. Сейчас НАПАК подготовила пакет законопроектов и внесла их на рассмотрение в соответствующие структуры власти, уже в ближайшее время ожидается решение ряда вопросов, однако пока автокомпонентная отрасль резко отстает от темпов развития автосборки в нашей стране.
Еще один бич автокомпонентной отрасли – контрафактная продукция. По данным НАПАК, свыше 40% запчастей, реализуемых на вторичном рынке, являются поддельными. Ежегодный оборот теневого рынка автокомплектующих оценивается в 9 млрд долларов. В этом направлении Михаил Блохин предлагает совместными усилиями власти, правоохранительных органов и бизнеса переводить рынок на цивилизованные рельсы. «Запретительными и карательными мерами проблему не решить, нужно идти по пути европейских стран, которые постепенно легализовали этот рынок путем интеграции и кооперации, нужно выводить этот бизнес из тени», – резюмировал специалист.
Так или иначе, все эксперты приходят к выводу, что ключевую роль на данном этапе развития отрасли играет государство. Создание понятных и прозрачных правил игры, оптимизация налогового регулирования (например, отмена НДС для машиностроения), решение таможенных проблем, системный подход к развитию одного из базовых направлений российской промышленности – все это задачи, которые решить в состоянии только власти страны. Судя по высказываниям Михаила Блохина, шансы на это есть. По крайней мере, все предложенные НАПАК меры получили одобрение соответствующих структур. Остается дождаться, когда эти меры будут реализованы. А на период до этого – затянуть пояса.