Аппетит по-аэрофлотски ( журнал Эксперт Online, 23 октября 2008 )
Аппетит по-аэрофлотски ( журнал Эксперт Online, 23 октября 2008 )
«Аэрофлот» намерен получить в прямое управление 25,5% акций авиакомпании «Сибирь» (S7). Это может стать первым шагом крупнейшей российской авиакомпании к поглощению S7 и сохранению своего лидирующего положения на рынке авиаперевозок. Хотя приобретение блокпакета «Сибири» «Аэрофлотом» вряд ли станет неприятным сюрпризом для «Авиалиний России», которые также претендуют на первенство: хозяева S7 продавать компанию пока не собираются.
Али Алиев, специальный корреспондент «Эксперт Online»
«Прошу вас поддержать предложение о передаче блокирующего пакета акций ОАО “Авиакомпания «Сибирь»” в размере 25,5% в прямое управление ОАО “Аэрофлот — российские авиалинии” и инициировать соответствующие нормативные акты», — говорится в письме гендиректора «Аэрофлота» Валерия Окулова, направленного главе Минтранса Игорю Левитину. Окулов в своем письме напоминает, что российская отрасль авиаперевозок переживает глубокий кризис, который усугубился 40−процентным ростом цен на топливо и проблемами с кредитованием. «Я твердо убежден, что на фоне сложившейся ситуации необходимо, чтобы крупные авиаперевозчики максимально скоординировали свои действия по обеспечению безопасного, стабильного и бесперебойного воздушного сообщения», — пишет глава «Аэрофлота».
Одним из способов достижения этой цели Валерий Окулов считает слияние обеих авиакомпаний. «Для консолидации внутренних перевозок в настоящий момент мы прорабатываем возможность приобретения авиакомпании S7 — второго по величине перевозчика на внутреннем рынке страны», — говорится в обращении. Правда, как отмечается в письме, проект объединения потребует длительной проработки и может быть осуществлен только при поддержке государства. На первом этапе необходимо наладить координацию операционной деятельности «Аэрофлота» и «Сибири», считает Окулов, чему и будет способствовать передача принадлежащего государству блокпакета S7. «На совместной базе предполагается создать современный унифицированный флот воздушных судов и эффективную совмещенную международную и внутреннюю сети маршрутов с хабами в крупных городах России, что обеспечит возможность выживания и развития отрасли», — говорится в письме.
Представитель миноритарных акционеров «Аэрофлота» — Национальной резервной корпорации (НРК) — сообщили информагентствам, что хотя и не знают о факте отправки письма в Минтранс, однако саму идею объединения, если она возникнет, поддержали бы.
Идея слияния двух крупнейших российских авиаперевозчиков возникает не первый раз. Этот вариант стороны обсуждали более двух лет назад — весной 2006 года. Тогда «Аэрофлот» предложил передать ему не только госпакет «Сибири», но и другие государственные авиаактивы, в частности доли в «Красэйр» (51%), «Дальавиа» (100%), «Владивосток авиа» (51%) и ГТК «Россия». При этом планировалось, что «Аэрофлот» разместит допэмиссию акций в пользу государства и госдоля возрастет до 75%. Однако менеджменту обеих компаний так и не удалось тогда прийти к компромиссу.
Поэтому инициатива главы «Аэрофлота» стала неожиданностью для владельцев S7, и отреагировали они на нее быстро и недвусмысленно. «Мы не вели и не ведем переговоров с “Аэрофлотом” о продаже наших акций напрямую. Однако государство вправе распоряжаться своим пакетом акций так, как считает нужным», — заявил агентству АК&М представитель «Сибири». Такое спокойствие легко объяснить [1] тем, что по уставу S7 крупнейший акционер может провести допэмиссию и в любой момент уменьшить блокпакет в компании.
По мнению генерального директора НКГ «2К Аудит — деловые консультации» Тамары Касьяновой, намерение «Аэрофлота» получить госпакет акций S7 вполне понятно: сегодня рынок российских авиаперевозок меняется. Так, на базе AiRUnion, ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургских авиалиний», «Саратовских авиалиний», «Владивосток авиа», «Сахалинских авиатрасс», «Дальавиа», а также контролируемых правительством Москвы компании «Атлант-Союз» и аэропорта Внуково будет создан новый крупный авиахолдинг — «Авиалинии России». Появление нового игрока, вполне естественно, тревожит нынешнего лидера авиаперевозок на российском рынке — «Аэрофлот», который может получить серьезного конкурента в лице «Авиалиний России». Поэтому интерес «Аэрофлота» к S7 вполне оправдан.
Напомним, что компания «Авиалинии России», создающаяся в настоящее время, к 2012 году планирует выйти на объем пассажирских перевозок около 20 млн человек в год. «Уже сейчас по количеству пассажиров, перевозимых всеми компаниями, входящими в новый авиахолдинг, “Авиалинии России” превосходят и “Аэрофлот”, и S7, и “Трансаэро”», — заявил глава «Ростехнологий», мажоритарного акционера нового авиаальянса, Сергей Чемезов в сегодняшнем интервью газете «Известия». По его словам, в 2007 году услугами компании «Аэрофлот» воспользовались около 10 млн пассажиров, S7 — порядка 6 млн, «Трансаэро» — менее 2 млн. А компании, которые войдут в состав «Авиалиний России», перевезли за этот же период в общей сложности 11 млн человек.
Правда, проблем у «Авиалиний России» хватает — это и большая долговая нагрузка [2], и изношенность используемых самолетов. В связи с этим Чемезов заявил о планах в корне решить проблему обновления авиапарка, которая, по его мнению, на сегодня является краеугольной. «В ближайшее время будут приобретены порядка 30–50 российских судов, а также несколько самолетов иностранного производства», — сообщил он. «По предварительным подсчетам, — пояснил глава “Ростехнологий”, — для полноценного функционирования “Авиалиний России” нам потребуется около 200 самолетов. А из тех судов, которые есть у 11 авиакомпаний, лишь около 60 пригодны к эксплуатации».
Стоит отметить, что воздушный парк авиакомпании S7 состоит из 67, а «Аэрофлота» — из 97 авиалайнеров. И поглощение «Сибири» позволило бы «Аэрофлоту» сохранить за собой положение крупнейшего авиаперевозчика России. Однако, как напоминает Тамара Касьянова, хотя и вполне вероятно, что «Аэрофлот» получит блокпакет акций S7, однако дальнейшей интеграции компаний, скорее всего, не будет. Подтолкнуть менеджмент S7 к продаже может лишь угроза банкротства. Однако оно S7 пока, судя по всему, не угрожает. Цены на авиатопливо усилиями правительства уже начали снижаться, поэтому кризис, аналогичный AiRUnion, S7 не грозит. В целом компания чувствует себя достаточно уверенно — предпосылок для продажи S7 нет, считает Касьянова.