Не бывает кризиса без электроники ( журнал Эксперт Online, 23 октября 2008 )
Не бывает кризиса без электроники ( журнал Эксперт Online, 23 октября 2008 )
Торговая сеть «М.Видео» — второй из крупнейших операторов российского рынка бытовой электроники — похоже, станет одной из компаний, оставшихся на поле отечественного бизнеса, после того как по нему пройдется оздоровляющий кризис. Как выяснилось, она оказалась готова к экономическим неурядицам, разворачивающимся в стране в настоящий момент. О том, что следует делать в «мирное» время, чтобы обеспечить «боевую» готовность, рассказал «Эксперту Online» основной владелец и президент компании «М.Видео» Александр Тынкован.
Ирина Кириченко, специальный корреспондент журнала «Эксперт».
— В какой степени вас затронул текущий финансовый кризис?
— Пока ни в какой. В сентябре продажи превышали план на 3,5%, в последние выходные вообще был ажиотаж. Развивается старый сценарий: когда возникает неуверенность в банках, в валютных операциях, люди связывают деньги, покупая электронику.
— Насколько ваша компания зависима от внешнего финансирования?
— У нас хорошее текущее отношение долга к EBITDA, оно находится на уровне 1,1. В свое время средства, полученные в результате IPO, мы направили на открытие новых магазинов на условиях аренды и на увеличение товарных запасов в связи с расширением сети. В нашей денежной политике мы очень консервативны: не инвестируем в покупку недвижимости, не покупаем банки, логистические компании и т. п. Нас к тому же очень поддерживают поставщики: сами начали импортировать технику и вести с нами расчеты в рублях, дают хорошие отсрочки по платежам. Кредиты на пополнение оборотных средств мы берем у государственных банков, поэтому никакого давления с их стороны не чувствуем. Они не открывают новых кредитов, но все кредитные линии нам подтверждают.
— Какой у вас прогноз на ближайшее время по развитию ситуации в отрасли и в вашей компании?
— Неустойчивость на рынках заставляет нас не планировать на конец года резкого всплеска продаж, как в предыдущие годы. Хотя предновогодний рост все равно будет. С ориентацией на него мы ведем закупки товара, несколько скорректировали рекламу. Ожидаем, что нам удастся привлечь клиентов локальных сетей, у которых в связи с кризисом возникнут трудности с финансированием и пополнением товарных запасов. Мы готовы к этому.
— А малые сети вы покупать не планируете?
— Нет. Мы никогда не ориентировались на покупку других сетей. Слишком большие потребовались бы затраты на интеграцию. И формат у них, как правило, не наш. Нет крупных магазинов.
— У вас есть антикризисный план?
— Пока специального плана нет, но будем сокращать расходную часть. Отодвинем сроки некоторых запланированных нами мероприятий. Например, мы планировали провести модернизацию торгового оборудования. Ну, начнем ее в будущем году. Даст экономию и набор персонала к высокому сезону по сдвинутому графику. Обычно мы активно набираем продавцов перед новогодним бумом. Сейчас подойдем к набору более сдержанно, будем делать упор на качество работы. Хотя все равно будем увеличивать число сотрудников, потому что сеть-то растет.
— Какие меры правительства необходимы для дальнейшего развития вашей компании, отрасли?
— В целом то, что уже предпринято, позволяет держать ситуацию под контролем. Власти поддерживают продуктовые сети, вряд ли они будут прямо поддерживать непродуктовые. Но уже достаточно того, что эти меры не дадут развиться эффекту домино.
— Как вы оцениваете кризис в целом: это хорошо или плохо для экономики страны?
— С одной стороны, кризис затормозил долгосрочные планы из-за недостаточного доступа к финансированию. Наверное, и мы могли бы сделать больше. Тем не менее кризис всегда оздоравливает экономику, вымывая неэффективные компании.