Скидка за скидкой ( журнал "Эксперт online", 29 октября 2008 )
Скидка за скидкой ( журнал "Эксперт online", 29 октября 2008 )
Еще летом купить Ford Focus или Mazda 3 было нереально, не отстояв очередь длиною в несколько месяцев. Сейчас ситуация резко изменилась. Самые популярные марки автомобилей можно купить за час в любой комплектации, цвете и получив при этом приличные скидки и подарки. На рынке бу автомобилей тоже явное падение спроса. О том, что происходит на автомобильном рынке, стоит ли сейчас продавать и покупать автомобили, снизятся ли еще цены на новые иномарки, «Эксперту Online» рассказал Олег Дацкив, руководитель проекта Auto-dealer.ru.
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
– Какая сейчас ситуация на автомобильном рынке? Насколько сильно упал спрос на автомобили?
– Ситуация, как и везде, не очень стабильная, в большой степени она подпитана ожиданиями людей, что автомобили будут стоить дешевле. Акции, которые традиционно были объявлены производителями к Новому году, сейчас проводятся уже осенью из-за того, что машин скопилось много. Еще летом дилеры умоляли производителей повысить им квоту, сегодня они уже не покупают новых машин.
– Дилеры не покупают машин потому, что реализовать сложно, или потому, что у них нет денег на закупку?
– И то и другое. Дилеры покупали автомобили у импортеров («дочек» производителей) в основном на заемные средства, а сейчас кредиты получить практически невозможно. При том рынке, который был, выгодно было брать кредит, даже не самый дешевый.
– Люди меньше покупают машин потому, что не могут получить кредит на покупку, или потому, что те, кто у кого есть средства на автомобиль, не хотят расставаться сейчас с деньгами?
– Меньше покупают по многим причинам. Если раньше кредитные покупки составляли до 50%, то сейчас в два-три раза этот процент снизился. Второй момент – нестабильность на рынке, информация о кризисе пугает людей. Они считают, что в первую очередь надо покупать соль, спички, крупу и доллары. Спрос сейчас поддерживают те, кто не может на большую сумму купить доллары – обменные пункты не меняют сотни тысяч рублей. Получается, что у человека рубли, их много, он боится все потерять из-за девальвации – машина это все-таки товар, и они его покупают. Думаю, если рубль будет продолжать падать, станут активнее покупать машины.
– Ожидания потребителей относительно того, что машины еще подешевеют, оправданны?
– Те скидки, которые есть сейчас, могут еще увеличиться, но ненамного. По некоторым автомобилям, где скидки уже 20%, – это предел. Дело в том, что маржа импортера в среднем – 5−7%, дилера – примерно столько же. В премиум-сегменте маржа несколько выше. Получается, что снижение цен на 15−20% оставляет и тех и других вообще без прибыли. К этому надо прибавить еще и то, что дилер должен рассчитываться по уже взятым кредитам, то есть фактически работать в минус. Если компания станет на грани банкротства, она может еще больше сбросить цену, но это будет непубличная распродажа склада – по знакомым. При этом все равно цены больше чем на 25−30% не упадут. Поэтому я думаю, что сегодняшние предложения – это уже очень хорошо. К тому же, как я уже сказал, дилеры остановили поставки – предложение будет уменьшаться, а значит, и цена может еще вырасти.
– Автомобили каких сегментов покупаются сейчас больше, на какие спрос совсем упал?
– Тяжелая ситуация с автомобилями массового сегмента. Именно эти автомобили в основном продавались в кредит, и дилеры их закупали в огромном количестве. Премиум-сегмент уже подошел к своему насыщению, и без кризиса рост там несколько приостановился.
– Несмотря на то что банки приостановили выдачу автокредитов, салоны предлагают свои кредитные программы и даже рассрочку. Как это можно объяснить? Это делается не через банки?
– Чтобы продать машины, дилер и производитель делятся маржой, но не в виде скидок, а позволяя клиенту купить машину в рассрочку. Банки тут ни при чем. Это вынужденная мера, и когда ситуация нормализуется, таких предложений не будет. Сейчас главное для продавца – получить наличные. Лучше сейчас уничтожить склад в обмен на деньги, чем ждать лучших времен.
– Что происходит на вторичном рынке? Реально ли сейчас продать старую машину?
– Теоретически на вторичном рынке машины должны продаваться лучше, поскольку они дешевле. Но на самом деле это не совсем так. Желающий приобрести автомобиль видит, насколько упали цены на новые машины, так зачем ему покупать чуть дешевле двух-трехлетнюю, если можно купить новую. Поэтому тем, кто собрался продавать свой автомобиль, я бы посоветовал снизить цену процентов на 20 от желаемой. Иначе продать просто не удастся. Надо понять, что с лета ситуация сильно изменилась и на те цены ориентироваться уже нельзя. Думаю, и дилеры изменят свои программы trade-in. Во-первых, trade-in – это замороженные деньги дилера, а ему сейчас нужна наличность. Во-вторых, продать сейчас сложнее. Дилеры будут предлагать сдать автомобиль на комиссию. И только когда машина будет продана, совершать сделку.
– Так вы советуете сейчас покупать машину?
– Тратить последние деньги на машину я бы не стал. Может быть, на них придется жить не один месяц. Но если покупка автомобиля была запланирована и его стоимость не превышает 30−40% от накоплений, то можно купить. Тем более что предложения очень привлекательные.