РЖД не боятся рисковать ( газета РБК daily, 18 ноября 2008 )
РЖД не боятся рисковать ( газета РБК daily, 18 ноября 2008 )
Монополия намерена до конца года продать 25% плюс одна акция «Рефсервиса»
Екатерина Годлевская
Еще в конце сентября президент «Российских железных дорог» (РЖД) Владимир Якунин заявлял о переносе на 2011 год размещения акций «дочек» монополии «Трансконтейнера» и «Рефсервиса» из-за невозможности получить справедливую цену за эти активы в условиях экономического кризиса. Но оказалось, что железнодорожники готовы рискнуть. Аукцион по продаже 25% плюс одна акция «Рефсервиса» назначен уже на 18 декабря. Стартовая цена пакета — 960,7 млн руб. Эксперты, впрочем, считают ценовые ожидания РЖД несколько завышенными и не исключают возможности, что желающих купить этот пакет акций не найдется.
«Рефсервис» — 100-процентная «дочка» РЖД, создана в мае 2006 года и специализируется на перевозке грузов в изотермическом подвижном составе. По итогам 2007 года компания показала выручку 5,4 млрд руб. и чистую прибыль 763 млн руб.
Вчера РЖД объявили о проведении 18 декабря открытого аукциона по продаже 25% плюс одна акция «Рефсервиса». Организатором торгов выступает недавно купленный РЖД инвестиционный банк «КИТ Финанс». Заявки принимаются с 19 ноября по 14 декабря. Стартовая цена блокпакета — 960,7 млн руб., при этом первый шаг аукциона установлен в размере 39,3 млн руб., последующие — 50 млн руб. Задаток для участия в торгах — 150 млн руб. Представитель «Рефсервиса» отметил РБК daily, что начальная стоимость пакета практически соответствует четверти уставного капитала компании (3,5 млрд руб.).
Как заявляется в сообщении монополии, продажа акций «Рефсервиса» проводится в рамках структурной реформы на железнодорожном транспорте. В монополии РБК daily пояснили, что фактически данный конкурс является «проверкой бизнеса на интерес». «Кризис кризисом, а работать надо», — отметил представитель РЖД. При этом железнодорожники приветствуют в числе покупателей как российские, так и зарубежные компании. В монополии будущую продажу видят в виде портфельной, а не стратегической инвестиции. Средства от продажи пакета пойдут «на поддержание текущей деятельности РЖД».
Ранее основным претендентом на покупку этого актива считалась «Трансгрупп». Представитель компании пояснил вчера РБК daily, что в перевозчике рассматривают возможность участия в конкурсе и считают выставленную цену нормальной. В группе FESCO заявили, что блокпакет «Рефсервиса» им неинтересен в принципе. Другие крупные перевозчики вчера воздержались от комментариев.
Основную причину того, что РЖД все же решили продать акции «дочки» сейчас, эксперты видят в потребности монополии в деньгах. Так, Наталья Сорокина из ФК «Уралсиб» предполагает, что РЖД необходимо получить до конца года деньги на инвестпрограмму, поэтому монополия готова продать этот актив даже на падающем рынке. Впрочем, эксперт не исключает и того варианта, что само проведение конкурса может быть простой формальностью, учитывая далеко не дешевую цену актива. «Продавать и продать — это разные вещи. Недаром РЖД выставляют на продажу менее привлекательный «Рефсервис», а не более популярный у инвесторов «Трансконтейнер», — резюмирует эксперт.
Иван Завадский из ИГ «КапиталЪ» также считает назначенную РЖД цену «высоковатой», более реально, по его мнению, выглядела бы сумма 620—630 млн руб., учитывая положение в экономике и отсутствие отчетности по МСФО у «Рефсервиса». Но президент Национальной ассоциации транспортников РФ Георгий Давыдов отмечает, что, возможно, монополия de facto уже нашла покупателя на блокпакет «Рефсервиса», поэтому и решилась на проведение торгов.