Сократить не значит выжить ( журнал Эксперт Online, 18 ноября 2008 )
Сократить не значит выжить ( журнал Эксперт Online, 18 ноября 2008 )
В условиях кризиса компании ринулись сокращать издержки. Однако многие делают это бессистемно и с одной-единственной целью – сократить как можно больше расходов. Но такие действия могут не только не дать положительных результатов, но и привести к гибели компаний.
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
В условиях кризиса первое, что делают компании, – сокращают издержки. Согласно данным опроса руководителей крупных международных компаний, проведенного Ernst & Young, почти 90% респондентов отметили, что снижение издержек является стратегической целью их компании в условиях экономического кризиса. Казалось бы, сокращение издержек должно дать быстрый положительный эффект. Но так бывает далеко не всегда. Руководители 70% опрошенных компаний заявили, что не видят долгосрочного положительного эффекта от этих действий. А 37% опрошенных констатировали, что даже в краткосрочной перспективе программа сокращения издержек не только не привела к хорошим результатам, но, наоборот, способствовала росту издержек по отношению к объему доходов.
«Конечно же, в эпоху кризиса, да и не только, работать в направлении сокращения издержек надо, но не бессистемно, поголовно сокращая затраты на персонал, рекламу и маркетинг, используя в изготовлении продукции менее качественное, но более дешевое сырье, а руководствуясь долгосрочными стратегическими целями компании, – считает Вадим Михайлов, руководитель практики консультационных услуг Ernst & Young в СНГ. – Принятие поспешных решений в вопросах оптимизации издержек может принести больше вреда, чем пользы. Это особенно важно осознавать сейчас, в условиях глобального экономического спада. Ведь велик соблазн отдать предпочтение мерам, направленным на быстрый результат, в ущерб достижению стратегических целей компании. Но кризис пройдет, а стратегические приоритеты будут оставаться на повестке дня всегда».
Михайлов считает, что российские компании сегодня оказались в более выгодном положении, нежели зарубежные. Во-первых, потому что кризис до нас дошел позже, и российские менеджеры могут использовать зарубежный опыт, избегая ошибок, уже совершенных западными коллегами. Во-вторых, руководители многих компаний имеют опыт работы в условиях кризиса 1998 года. Однако, несмотря на это, паника, охватившая бизнес, зачастую не дает ему здраво посмотреть на вещи и толкает к непродуманному сокращению максимального объема расходов. Первое – это сокращение персонала. Компании увольняют значительное число своих сотрудников, сокращают аналитические подразделения. Это приводит к тому, что они сами себе закрывают возможность выходить на новые рынки сбыта, например работать над стратегией бизнеса в новых условиях. «Через какое-то время кризис кончится, запрос на продукцию возобновится, но производить ее будет просто некому, – отмечает Михайлов. – Компания станет заложником собственных неэффективных действий».
Действительно, подтверждает партнер хедхантинговой компании Pynes & Moerner Даниил Рыбак, исчез спрос на людей, которые занимаются продажами, инновациями, инвестиционными проектами, развитием новых рынков и продуктов. Зато в цене те, кто предлагает сокращение издержек.
Другой пример – использование некачественного, но более дешевого сырья. Такая альтернатива может просто подорвать рыночные позиции компании и сделать ее неконкурентоспособной.
Желая сократить максимальное количество издержек, компании в последнюю очередь думают или вовсе не думают о законности своих действий, но это может привести к весьма плачевным последствиям. Например, кадровая служба проводит массовое сокращение штата, предлагая написать заявление по собственному желанию, при этом работникам просто угрожают увольнением «по статье». «Наши эксперты всегда предостерегают от такого шага, ведь если человека уволили незаконно, то он может обратиться с письменным заявлением в трудовую инспекцию и даже, если результаты работы инспекторов по труду его не устроят, он может обжаловать их действия (бездействие) в вышестоящей организации. Например, в Роструде. Или даже подать на них в суд. Об этом сказано в статье 361 Трудового кодекса РФ. В таком случае его восстановят на прежнем рабочем месте и работодателю придется выплатить неустойку за неотработанный период», – говорит Елена Авилова, руководитель проекта «Бухгалтерская справочная система „Система Главбух”».
Неменьшая опасность кроется и в уходе от налогов – сэкономив на налогах, можно поплатиться всем бизнесом.
Еще один пример неэффективного сокращения издержек – манипуляции со скидками. «Организация приняла решение установить скидки своим покупателям. Здесь нужно помнить, что есть разные варианты предоставления скидок, причем некоторые из них ведут к негативным последствиям. Например, скидка в виде изменения цены единицы товара задним числом ведет к необходимости пересчета налоговых обязательств, подаче уточненных деклараций и т. д. А скидку в виде прощения долга вообще нельзя учесть при налогообложении прибыли», – объясняет Авилова.
Консультанты предлагают тщательно подумать, прежде чем сокращать издержки, руководствуясь не только данным моментом, но общим видением стратегии бизнеса. В качестве разумных решений по оптимизации бизнеса они называют концентрацию на высокомаржинальных продуктах, переход на менее дорогие каналы продаж, замену дорогого сырья более дешевым, но не в ущерб качеству, пересмотр пассивов, привлечение аутсорсинга, налоговую оптимизацию в рамках действующего законодательства, поиск новых производственных площадок в российских регионах и за рубежом, выход на новые рынки сбыта и др. То есть речь идет не только и не столько о сокращении издержек, сколько об усилении операционной эффективности, более эффективном использовании имеющихся средств.
Конкретный совет компаниям дает Авилова: в условиях кризиса можно получить отсрочку по уплате налогов, которая предоставляется, как правило, на срок до года, но может быть продлена и до трех лет. Основанием может стать, например, угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога. Решение об отсрочке принимают налоговые органы в течение месяца, на это время по ходатайству организации может быть временно приостановлена выплата налогов.