Крах великой компании ( журнал Эксперт Online, 20 ноября 2008 )
Крах великой компании ( журнал Эксперт Online, 20 ноября 2008 )
Сергей Сумленный, собственный корреспондент журнала «Эксперт» во Франкфурте-на-Майне.
Компании Opel не хватает 2 млрд евро, чтобы рассчитаться по взятым на себя долговым обязательствам – эта новость с начала недели является главной в Германии. Возможный крах одного из крупнейших автомобильных производителей Европы, на заводах которого только в Германии работает более 25 тыс. человек, может стать для страны настоящей трагедией. С другой стороны, и помощь Opel может стать для политиков опасным решением, ведь Opel является стопроцентной «дочкой» американского концерна General Motros, а значит, любая помощь компании по факту является перекачкой денег немецких налогоплательщиков в бюджет американской корпорации.
Руководство Opel уже предприняло первые масштабные шаги по экономии – в течение ближайших 14 месяцев менеджмент концерна не будет получать никаких бонусов, а рабочая неделя на заводах будет сокращена до 30 часов. Таким образом, по итогам года Opel произведет на 200 тыс. автомобилей меньше, чем было запланировано, – 1,5 млн вместо 1,7 млн машин. Однако понятно, что эти меры в состоянии лишь частично смягчить грядущий удар – сэкономить за несколько месяцев 2 млрд евро они не помогут.
70 лет вместе
Компания Opel имеет более чем богатую историю. Гессенский инженер и сын владельца слесарной мастерской Адам Опель еще в 1862 году основал в городке Рюссельсхайм под Франкфуртом-на-Майне компанию Adam Opel, производившую швейные машинки. Дела предприятия, производившего до 18 тыс. швейных машинок в год, шли хорошо, и уже в 1886 году компания решила начать экспансию в новой сфере – производстве велосипедов. Однако превращение швейно-велосипедного производства в известного сегодня мирового автопроизводителя случилось лишь после смерти Адама Опеля. Три года спустя после кончины отца, в 1898 году, когда компания производила 25 тыс. швейных машинок и 15 тыс. велосипедов в год, пятеро сыновей Адама – Карл, Вильгельм, Генрих, Фриц и Людвиг решили попробовать себя в новой сфере производства: автомобильном бизнесе. Именно автомобильный бизнес принес компании успех и всемирную славу. В 1928 году гоночная машина Opel RAK2 поставила рекорд скорости, достигнув 220 км/ч. В том же году Opel стал крупнейшим автопроизводителем Германии, выпускавшим почти 43 тыс. автомобилей в год, на заводах которого трудились почти 10 тыс. человек.
К этому времени компанией Opel серьезно заинтересовались американцы. Весной 1929 года американский концерн General Motors приобрел 80% в компании Opel, а к 1931 году завершил поглощение, выкупив оставшиеся 20%. Общая сумма сделки составила фантастическую по тем временам сумму 33,35 млн долларов. Американское руководство продолжало развивать Opel и достигло в этом значительных успехов. После того как к власти в Германии пришли нацисты, компания мгновенно поняла свою выгоду и стала снабжать возрождающиеся немецкие вооруженные силы грузовиками Blitz – ставшими одними из любимых грузовиков вермахта. К середине 1930−х годов Opel стал вторым по величине автопроизводителем Европы. На 1938 год на Opel приходилось 46,6% всего немецкого экспорта, таким образом, Opel являлся важнейшим производителем валютной выручки для экономики нацистской Германии. Заслуги американского менеджмента перед экономикой рейха были оценены по достоинству – в том же 1938 году глава концерна General Motors в Германии Джеймс Д. Муни получил Крест за заслуги Ордена немецкого орла I степени – специальную щедро усыпанную свастиками награду для иностранцев, отличившихся перед нацистами. GM сохраняла контроль над Opel вплоть до конца 1941 года, когда США вступили в войну с Германией, – и вновь вернула Opel под свой контроль уже после войны. Оставил свой след Opel и в советском автомобильном производстве – завод «Москвич» во многом был создан на основе вывезенного из Германии трофейного оборудования, а модель «Москвич-400» фактически являлась копией немецкого Opel-Kadett.
Послевоенная история Opel была полна как взлетов, так и падений. Opel не меньше, чем Volkswagen, содействовал автомобилизации ФРГ, в первую очередь своей линейкой легковых автомобилей KAD – Kapitaen/Admiral/Diplomat. Однако к 1980−м годам качество автомобилей Opel стало серьезно падать, что послужило поводом для многочисленных шуток из серии «любой автомобиль со временем превращается в Opel». Тем не менее после ряда оздоровительных мероприятий руководству компании удалось выправить положение с соотношением цены и качества. Очередной удар постиг Opel в 2004−2005 годах. К этому моменту компания обросла огромным количеством лишних сотрудников, что серьезно сказалось на стоимости производимых автомобилей. Сложности с утверждением модельных планов и большая зависимость менеджмента Opel от американского руководства General Motors довершили дело: к 2005 году доля Opel на рынке Европы упала ниже 10%. Чтобы исправить ситуацию, европейское руководство решило пойти на массовые сокращения персонала, что вызвало серьезные протесты на заводах по всей стране. В преддверии парламентских выборов осенью 2005 года профсоюзы особенно напирали на невозможность увольнения сотрудников, однако руководство компании было непреклонным. В итоге к 2006 году число немецких сотрудников Opel сократилось до 27,6 тыс. человек – для сравнения, в 1996 году в Германии на Opel работало более 46 тыс. человек. На одном только заводе в Бохуме сократили 17 тыс. из 23 тыс. рабочих мест, иными словами, уволены были три сотрудника из четырех.
Между тем только такими мерами руководству Opel удалось вернуть компании рентабельность. Сегодня Opel является, наверное, самым динамичным и здоровым подразделением General Motors – к 2012 году Opel предполагал запустить в серию до 25 новых моделей, доля компании на европейском рынке постоянно растет. Лишь иронией судьбы можно объяснить тот факт, что оздоровленный Opel может стать первой жертвой мирового кризиса автомобильной промышленности. Дело в том, что американское руководство General Motors гораздо больше озабочено сохранением кризисных американских производств – и именно поэтому обещанные Opel средства на выплату кредитных обязательств, судя по всему, не будут переведены вовремя. В результате Opel оказывается заложником собственного руководства. Именно поэтому компания и обратилась к немецким властям с просьбой выступить гарантом по взятым ранее 2 млрд евро кредитов.
Помочь или бросить?
Собственно, главная дилемма, стоящая сейчас перед немецким правительством, заключается в том, следует ли помочь действующему преимущественно на территории Германии успешному автопроизводителю, внезапно и не по своей вине оказавшемуся в кризисе, или же предоставить американской компании решать свои проблемы самостоятельно. По большому счету, несмотря на вхождение в американский концерн, Opel является глубоко укорененной в Германии компанией. В Германии Opel обеспечивает рабочие места для 25 тыс. человек, работающих на четырех заводах. Основное производство расположено все в том же Рюссельсхайме, где начинал Адам Опель. Сегодня здесь работают 15 500 человек, занимающихся разработкой новых моделей, а также собирающих автомобили модели Opel Insignia. Второй по величине завод Opel расположен в городе Бохум в Северном Рейне — Вестфалии: здесь 5 тыс. человек собирают модели Opel Astra и Opel Zafira, а также производят трансмиссии для других моделей. В Кайзерслаутерне на юге Германии работают 3 350 человек, специализирующихся в основном на производстве моторов и других запчастей, и еще 1 700 человек работают в тюрингском Эйзенахе, производя модель Opel Corsa. Заводы Opel имеются также в испанской Сарагосе, бельгийском Антверпене и польском Гливице. На территории Великобритании автомобили Opel выпускаются под маркой Vauxhall.
Если вдруг Opel начнет падать, болезненные последствия получит в первую очередь экономика Германии, а не США. «Крах Opel легко повлечет за собой гораздо более серьезные последствия: проблемы получат поставщики, дилеры и другие компании. Вся цепочка автомобильной индустрии схлопнется», – считает эксперт в области автомобильной промышленности, глава исследовательского центра Center for Automotive Research Фердинанд Дуденхёффер.
Именно поэтому поддержку Opel уже пообещали главы тех регионов Германии, в которых располагаются основные заводы компании. Так, премьер-министр Гессена Роланд Кох буквально через несколько часов после объявления компанией о своих проблемах пообещал выделить Opel 500 млн евро для гарантий по кредитам. Свою поддержку Opel пообещала и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. Уже в понедельник, вернувшись с саммита G20 в Вашингтоне, Меркель встретилась с руководством Opel и заявила, что до конца декабря федеральное правительство рассмотрит возможность оказания помощи кризисной компании. Хотя Меркель и подчеркнула, что помощь Opel – это «исключительная мера», такая поспешность в обещаниях показывает, насколько немецкие власти заинтересованы в сохранении крупного работодателя и заказчика для немецких поставщиков автомобильных запчастей.
Другие пути
Между тем до сих пор остается непонятным, как именно будет оформлена помощь немецких властей – если она будет оказана. Ключевой вопрос оказания помощи упирается в тот факт, что выделенные немецкими властями суммы легко могут оказаться в конечном итоге на счетах концерна General Motors. При этом 2 млрд евро – существенная сумма для того, чтобы спасти в целом здоровый Opel, но лишь капля воды на раскаленный камень, если речь идет о спасении всего GM. Кроме того, немецкие власти мало заинтересованы в финансировании кризисной американской промышленности – особенно в преддверии парламентских выборов, которые пройдут в ФРГ осенью 2009 года.
Именно поэтому руководство ФРГ еще в понедельник потребовало от представителей GM и Opel гарантий расходования предоставляемых средств исключительно на нужды Opel. Такие гарантии были получены, однако все равно остается неясным, насколько такие гарантии помогут делу. Ведь один факт выделения немецкими властями 2 млрд евро на нужды Opel означает, что американское руководство GM смело может перестать выплачивать обещанные Opel суммы, рассчитывая на то, что их выделят власти ФРГ. В конечном итоге хотя деньги, выделяемые Германией, и не будут переводиться напрямую в GM, по факту немецкий бюджет будет субсидировать американский концерн, добровольно и безо всякой компенсации принимая на себя те расходы, которые должен был бы нести GM.
Именно поэтому взгляды и немецких работников, и немецких политиков сейчас прикованы к США, где решается вопрос о том, будут ли американские власти оказывать помощь своему кризисному автопрому. Три крупнейших автопроизводителя США: General Motors, Ford и Chrysler – уже запросили власти об оказании поддержки на сумму 25 млрд долларов. Но пока помощи не дали [1].
В любом случае, даже если план поддержки автопрома и будет принят, его принятие и осуществление легко может затянуться на долгие месяцы – и за это время немецкий Opel уже может настичь настоящий крах.
Купить Opel?
На фоне новостей из США в Германии все чаще раздаются голоса, призывающие выкупить Opel у General Motors. В первую очередь речь идет о предложении национализировать компанию – то есть не оказывать Opel помощь в виде гарантий по долгам в размере 2 млрд евро, которые с большой вероятностью будут потеряны, когда придет срок выплат по кредитам, а выделить чуть большую сумму – и купить Opel у американцев. Такая позиция уже вызвала критику со стороны председателя производственного совета Opel Клауса Франца: «Я не могу представить себе „народный завод” Opel», – заявил Франц, используя термин, употреблявшийся в ГДР по отношению к государственным предприятиям. Однако именно за национализацию Opel как гораздо более логичное решение выступают в том числе ведущие экономисты страны. Так, член немецкого совета по анализу развития экономики Петер Бофингер не видит ничего страшного в том, если немецкое правительство купит Opel – хотя бы для того, чтобы удержать его в своих руках на некоторое время, пока не пройдет кризис. После этого – например, в 2009 или 2010 году – Opel снова может быть приватизирован, вероятно, с выгодой.
Одновременно с призывами национализировать компанию раздаются и голоса частных компаний, желающих приобрести Opel. Так, с предложением о покупке автопроизводителя выступила немецкая компания Solarworld, специализирующаяся на производстве солнечных батарей. По заявлению руководства Solarworld, компания готова выкупить Opel за 1 млрд евро и превратить его в «первого и крупнейшего экологического автопроизводителя», специализирующегося на производстве автомобилей на гибридных двигателях и электродвигателях. General Motors пока не прокомментировал это предложение, однако эксперты полагают, что его вряд ли можно считать достаточно серьезным. Слишком мала и сумма сделки, и масштабы возможного покупателя: на Solarworld работает 2 200 человек, в прошлом году компания имела оборот 238 млн евро.
В любом случае, даже если для Opel появится и более серьезный покупатель, руководство GM пока что не готово вести переговоры о продаже своей «дочки». Со скепсисом смотрит на перспективу отделения от GM и руководство Opel. Глава Opel Ханс Демант уже заявил, что «нет смысла отделяться от концерна – работа внутри концерна дает большие преимущества как для компании, так и для сотрудников». Впрочем, сложно сказать, как изменится позиция GM, если для Opel все-таки найдется серьезный покупатель, готовый немедленно выплатить крупную сумму, столь нужную GM для санации своих американских подразделений.