Бег не прервать ( журнал Эксперт Online, 21 ноября 2008 )
Бег не прервать ( журнал Эксперт Online, 21 ноября 2008 )
На конгрессе «газелей» руководители быстрорастущих компаний среднего бизнеса делились секретами своего успеха и предрекали для себя светлое будущее после кризиса.
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
Сегодня в Москве прошел первый в России Конгресс «Русские газели – самые динамичные компании российского среднего бизнеса» [1], учрежденный медиахолдингом «Эксперт».
Идея выявить и изучить самые динамичные средние компании российского бизнеса возникла два года назад. Примерно год назад в «Эксперте» было опубликовано большое исследование, вызвавшее массу откликов и у самих компаний, и у читателей. Таким образом, стало понятно, что тема эта требует самого глубокого изучения и ознакомления с ней не только представителей бизнеса и общественности, но и правящей элиты.
Коротко о том, что из себя представляют «газели». Это динамично развивающиеся компании среднего бизнеса, растущие не менее чем на 30% в течение четырех лет (у ряда компаний рост достигает и 100%), их, естественно, не очень много – по данным «Эксперта» — около 600. По данным руководителя исследовательских групп финансовой Академии по изучению быстрорастущих компаний ( «Центр газелей» ) Андрея Юданова, от 8 до 15% российских компаний можно считать «газелями». По международным меркам – это очень мощная популяция. Для сравнения в западных странах газелей обычно набирается 3−5 %. Многие из «газелей» — это инновационно активные компании, работающие в сфере IT, машиностроения, потребительском секторе, химической промышленности. Самая большая популяция «газелей» находится в Москве, чуть меньше – в Новосибирске, а также в Московской области и Санкт-Петербурге.
По словам открывшего конгресс генерального директора медиахолдинга «Эксперт» Валерия Фадеева, «именно «газели» часто являются источником экономического роста, некоторые из них превращаются потом в те гигантские компании, которые определяют лицо национальной экономики», поэтому им должно быть уделено самое серьезное внимание со стороны всего бизнес-сообщества и государства.
По мнению участников конгресса сейчас, в период кризиса, внимание к «газелям» должно быть самым пристальным, поскольку многие из них смогут его преодолеть и на расчищенном от конкурентов рынке станут больше и мощнее и будут определять экономическое развитие страны. Сам по себе кризис – «это новый, и очень важный опыт и только тогда компания становится по настоящему уверенной в себе и устойчивой, и готовой к долгому росту и развитию, когда она набирается опыта не только в период роста, но и в период тяжелых времен», — отметил Фадеев. Однако государство может и должно помочь таким компаниям пережить его.
Организаторы конгресса, таким образом, ставили перед собой задачу – показать этот пласт бизнеса и самим предпринимателям и правящей элите.
В ходе конгресса главы компаний-«газелей» рассказывали о том, как им удается столь стремительно расти и что делать, чтобы не только выжить, но и стать сильнее в условиях экономического кризиса.
Секрет их успеха складывается из нескольких составляющих. Во-первых, это огромная увлеченность предпринимателя своим делом. «Идеальный руководитель – ученый-инженер с талантом предпринимателя», — считает Валентин Гапонцев, президент международной научно-технической группы IPG Photonics (производитель лазеров). Во-вторых, наличие «глобальной» цели. «Надо поставить четкую и решительную цель, идеальный случай— стать номером один в своем сегменте рынка в мире», — убежден генеральный директор и совладелец компании «Спат-Косметик» (производитель средств для полости рта) Евгений Демин. В-третьих, управление компанией узким кругом лиц, искренне заинтересованном в продвижении своего «дела». По мнению Гапонцева, в компании должно быть вообще единоначалие. «Десятки менеджеров-управленцев гробят бизнес», — считает предприниматель. Демин не столь категоричен. По его мнению, топ-менеджеров должно быть не много –узкая компания, разделяющая взгляды ее главы. Но главным маркетологом должен быть сам предприниматель, которому дорого его дело. «Когда в компании много руководителей, ответственность размывается», — объяснил президент Группы Компаний «Руян [2]» (бренд «Экспедиция») Александр Кравцов.
В-четвертых, предприниматель никогда не должен останавливаться на достигнутом. Постоянно должен создавать новый продукт, разрабатывать новые технологии, — убежден директор по стратегии и развитию концерна «Энергомера» (многопрофильный холдинг, специализирующийся на производстве, как наукоемкой технологической продукции (электронные счетчики и компоненты для солнечных батарей), так и агробизнесе и производстве техники для птицеводства) Андрей Комков.
Помимо этого важными составляющими успеха являются постоянная ориентация и близость с клиентом, предупреждение его новых желаний, непрерывные инновации, ориентация на качество, а не на количество, максимальная автоматизация производства, расчет на собственные силы в финансировании и анализе рынка, обучение работников компании непосредственно на самом предприятии «под себя».
Немаловажным в достижении успеха, по мнению независимого консультанта по построению бизнеса Екатерины Кузнецовой, является уникальность идеи, доверие собственной интуиции и вера в успех. «Успешные предприниматели считают, что границ для них нет – возможно все, даже когда все остальные в это не верят», — отмечает консультант.
Это подтвердили и большинство участников конгресса, которые намереваются выйти из экономического кризиса еще более сильными и динамичными. «Сейчас удивительное время – рынок очистится, будет меньше конкурентов и те, у кого есть потенциал, преуспеют. Мы, например, планируем в январе открытие новых ресторанов «Экспедиция», — сообщил Кравцов. По мнению Кузнецовой, большинство «газелей» если и снизят в кризис темпы роста, то незначительно – не 30% в год, а 20%. Но даже если рост будет меньше, ни в коем случае нельзя поддаваться соблазну протолкнуть на рынок более дешевый, но менее качественный продукт – тогда репутация компании будет потеряна навсегда.
Председатель Совета Директоров ЗАО «Диэлектрические кабельные системы» Дмитрий Колпашников сообщил, что во время кризиса будет разрабатывать новые продукты, чтобы по его завершению выйти с ними на рынок (Сейчас его компания представлена не только на российском, но и на зарубежном рынках). Он, кстати, отметил интересную вещь. Власти одного из регионов Италии, где у компании есть заводик, уже помогают им пережить кризис. «Нам предложили отсрочку по выплатам налогов, предложили софинансировать зарплаты персонала, чтобы мы его не сокращали», — рассказал предприниматель. Российские чиновники, естественно, молчат.
В завершении конгресса самые динамичные компании-«газели» были награждены призами по пяти номинациям [3].