Немцы приехали в Россию на КамАЗе ( газета РБК daily, 15 декабря 2008 )
Немцы приехали в Россию на КамАЗе ( газета РБК daily, 15 декабря 2008 )
Daimler войдет в состав акционеров завода за 250 млн долларов
Юлия Карулина
Многомесячные переговоры о продаже акций КамАЗа немецкому производителю автомобилей Daimler завершились подписанием соглашения о стратегическом партнерстве. Daimler приобретет у «Тройки Диалог» 10% акций завода за 250 млн долл. Это в три раза выше текущей рыночной стоимости пакета. Немцы получат одно место в совете директоров, возможность продавать автомобили через дилерскую сеть КамАЗа, а также организуют сборку своего тягача Actros на мощностях российского завода. КамАЗ получит новую кабину и доступ к технологиям. Правда, за это ему придется заплатить.
В пятницу немецкий производитель грузовиков Daimler подписал с КамАЗом соглашение об эксклюзивном стратегическом партнерстве. В подписании участвовали акционеры КамАЗа — «Ростехнологии» и «Тройка Диалог». Стороны договорились, что Daimler приобретет у «Тройки Диалог» 10% акций КамАЗа и заплатит за них 250 млн долл. уже в декабре. Кроме того, еще 50 млн долл. будут выплачены в 2012 году, если КамАЗ покажет хорошие продажи и EBITDA в 2011 году. Daimler станет эксклюзивным стратегическим партнером и получит одно место в совете директоров КамАЗа.
В рамках сотрудничества стороны обсуждают контрактную сборку тягача Mercedes-Benz Actros на мощностях КамАЗа, сообщил гендиректор КамАЗа Сергей Когогин. Также, по словам главы подразделения Daimler Trucks Андреаса Реншлера, немецкий концерн готов предложить КамАЗу модель легкого грузовика Mitsubishi Fuso (бренд принадлежит Daimler). Всего, по его словам, есть 12—13 предложений по моделям.
Кроме того, КамАЗ будет производить кабину Actros второго поколения (запущено в 2002 году) и использовать ее для своих грузовиков. По словам гендиректора КамАЗа Сергея Когогина, кабину планируется локализовать в России полностью. Во время переговоров обсуждали и производство других агрегатов, говорит он. Через дилерскую сеть КамАЗа будет выведен на рынок бренд Mitsubishi Fuso. Возможны и совместные проекты по автобусам Mercedes-Benz (в мае и июне специалисты Daimler осматривали НЕФАЗ).
В дальнейшем у Daimler будет право первым приобрести еще пакет акций, если будет принято решение о продаже, сообщил председатель совета директоров «Тройки Диалог» Рубен Варданян.
В пятницу 10% акций КамАЗа стоили на ММВБ 75,5 млн долл., таким образом, цена сделки превышает рыночную более чем в три раза. В то время как деньги от продажи акций получит «Тройка Диалог», самому КамАЗу для доступа к технологиям придется заплатить Daimler за лицензии.
Партнерство выгодно обеим сторонам: КамАЗ сэкономит при покупке лицензии, а Daimler заплатит за вход на рынок меньше, чем если бы пришлось строить завод, говорит аналитик «ВТБ Капитал» Елена Сахнова. «Сегодняшние котировки не отражают реальную стоимость компании, и 250 млн долл. — справедливая цена», — считает она. По мнению эксперта, к 2011 году рынок оживет, при этом у него большой потенциал из-за высокой изношенности парка.
«КамАЗ решил вопрос по обновлению основных агрегатов: двигателя, ходовой, тормозных систем. Кабина — последнее, что осталось», — говорит руководитель отдела автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев. Именно отсутствие кабины мешало КамАЗу выйти в сегмент магистральных тягачей, в котором присутствуют все европейские бренды и МАЗ, говорит директор Агентства деловых связей Валентин Лопан. При этом разработка своей кабины требует много времени и средств. «Одна оснастка включает в себя несколько десятков сложных штампов, каждый по 1 млн долл.», — говорит он.
По мнению г-на Лопана, в условиях кризиса спрос сместится в сторону дешевых автомобилей и в этих условиях гибридные модели Daimler и КамАЗа будут востребованы.
Впрочем, по словам эксперта, Daimler как раз недавно вышел из другого неудачного глобального партнерства — с Chrysler. Причиной неудачи стала в том числе разница в корпоративной культуре. Это же и подвигло MAN на выход из СП «МАЗ-МАН» в Минске. У Daimler и КамАЗа тоже может возникнуть эта проблема, опасается г-н Лопан.