В ответе за «своих» ( журнал Эксперт Online, 16 декабря 2008 )
В ответе за «своих» ( журнал Эксперт Online, 16 декабря 2008 )
В период кризиса российские работодатели с легкостью расстаются со своими сотрудниками. Западные же делают все для того, чтобы минимизировать увольнения, — переучивают сотрудников для работы на других должностях внутри компании, в крайнем случае сами занимаются трудоустройством их в другие организации.
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
Ольга Шевцова, автор «Эксперт Online»
31 % компаний, работающих в России, сокращают численность персонала, а 18% уменьшают заработные платы своим сотрудникам. Таковы выводы исследования кадрового агентства «Анкор», проведенного в ноябре этого года, в котором приняли участие 370 иностранных и российских компаний различных секторов бизнеса.
Из тех компаний, которые приняли решение сократить зарплату своим сотрудникам, 35% уменьшают окладную часть, а 88% уменьшают или совсем отказываются от бонусной части.
13% компаний планируют сократить расходы на персонал путем сокращения рабочего времени. При этом существует два варианта: предложение сотрудникам взять длительный неоплачиваемый отпуск либо сократить число рабочих часов / дней.
28% компаний сокращают объем социального пакета или же отменяют некоторые льготы. В 45% из этих компаний данная мера уже реализована. Отменяют чаще всего программы корпоративного обучения (48% компаний), спортивные льготы (32%), а также программы льготных займов сотрудникам (30%). Под сокращение лимита чаще всего попадают расходы на обучение сотрудников, мобильную связь и компенсация за использование автомобиля.
По словам Натальи Даниной, директора центра аналитических исследований «Анкор», «функциональные направления, по которым работодатели наиболее часто планируют сокращение заработных плат, — административные сотрудники, финансы и бухгалтерия, информационные системы и технологии, работа с персоналом, маркетинг, связи с общественностью. Сокращение дохода составит 20–30%».
Хотя в ноябре о сокращении персонала заявили 31% опрошенных компаний, только 49% с уверенностью сказали, что в будущем не планируют сокращений. То есть больше половины опрашиваемых будут лишать людей работы.
По мнению руководства компаний, данные меры позволят сократить расходы на персонал в среднем на 15–19%.
Большинство специалистов HR отмечают, что все же самая популярная сегодня мера по снижению издержек на персонал у работодателей — сокращение и отмена бонусов и соцпакетов. «О 13−й зарплате можно уже вообще не мечтать, сокращаются и ежемесячные, и ежеквартальные бонусы и премии. У тех же, у кого бонусы зависят непосредственно от выполненной работы, например продаж, эта часть доходов сократится автоматически — продажи падают практически во всех компаниях», — говорит руководитель отдела по связям с общественностью Avanta Personnel Надежда Ляховская.
У менеджеров по продажам, таким образом, доходы могут уменьшиться более чем в два раза, а у других сотрудников — на 10–15%, а с учетом отмены соцпакета и на 25%.
Сокращение бонусов характерно не только для российских, но и для западных компаний. «При этом в последних сильнее всего режут бонусы у топ-менеджеров, а в российских — у всех», — говорит Ляховская.
В то же время HR-специалисты отмечают, что в зарубежных компаниях увольнение сотрудников — крайне непопулярная мера сокращения издержек, и прибегают к ней только тогда, когда положение уже крайне тяжелое. Российские компании, наоборот, расстаются со своими сотрудниками достаточно легко.
«Дело в том, что увольнения для иностранцев, во-первых, недешевое удовольствие — зарубежные компании увольняют людей по закону путем сокращения и выплачивают выходное пособие (в некоторых странах это зарплата за шесть месяцев и более), а российские компании обычно заставляют людей увольняться по собственному желанию. Во-вторых, для зарубежных компаний увольнения — это удар по имиджу, а имидж они ценят очень высоко», — объясняет Ляховская. Поэтому иностранцы делают все возможное, чтобы этого избежать, а если решение об увольнении все же принимается, то нанимают кадровое агентство, которое за их деньги занимается трудоустройством сокращенных.
Это отмечает и старший консультант Recruitment Boutique SMART Александра Бучарская.
«У нас сложилась совершенно иная картина: российские банки предпочитали сокращать сотрудников всем другим способам снижения издержек, а все западные, с кем мы работаем, сокращали персонал крайне мало. Сокращений зарплат было также мало, в основном замораживали поиск новых людей. Например, они искали операционистов, которые им реально нужны. И вместо того, чтобы искать новых, они брали своих же сотрудников, например занимающихся ипотекой, которые сейчас находились под угрозой сокращения, и переучивали их на новые позиции. Брать новых специалистов намного дороже. Если мы им набираем специалистов — мы делаем это за деньги. А тут свои люди, которых они были бы вынуждены в противном случае сократить. Такая тенденция явно есть. Банки закрывают требуемые позиции собственными силами», — говорит Бучарская.