Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Не торопись паковать чемоданы! ( журнал Эксперт Online, 16 января 2009 )

Не торопись паковать чемоданы! ( журнал Эксперт Online,  16 января 2009 )

На туристическом рынке появляются первые жертвы финансового кризиса. К лету ситуация будет еще более драматичной. Чтобы избежать потери денег и нервов, туристы должны в первую очередь смотреть не на низкие цены, а на финансовую устойчивость туроператора, хотя определить сегодня будущих жертв кризиса практически нереально.

Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
Ольга Шевцова, автор «Эксперт Online»

На туристическом рынке неспокойно. Как сообщает информационная туристическая служба «Банко», 13 января рынок покинул туроператор Diva Travel, специализировавшийся на турах в Турцию, Египет и ОАЭ, «кинув» ряд своих клиентов.

А перед Новым годом сеть агентств «Куда.Ру», получив деньги от туристов, не проплатила купленные ими туры у туроператоров. Об этом «Банко» рассказали сами пострадавшие. Руководитель турагентства «Чудо света» Светлана Сибирякова сообщила, что оператор Diva Travel не возвращает деньги за аннулированный тур в Египет, отмененный по просьбе туристов еще в ноябре. Связаться с гендиректором оператора Махмудом Йылмазом ей не удалось ни по телефону, ни в офисе, который вообще оказался закрыт. А туристы из Краснодара рассказали, что местное бюро путешествий, входящее в сеть «Куда.Ру», уведомило их о невозможности вылета 31 декабря на отдых в Египет. Сумму (около 800 тыс. рублей), по словам звонивших, обещали вернуть «в ближайшее время». Причиной послужил отказ туроператора предоставить документы из-за неоплаты пакета со стороны «Куда.Ру».

Кроме того, в том же Краснодаре под угрозой срыва оказался выезд туристов в ОАЭ 2 января. На сей раз документы не выдавал другой оператор, «Арт тур», и все по той же причине. Как сообщил представитель одного из туроператоров, «кинутых» турагентством, в общей сложности пострадало не менее 80 человек из разных городов России. Впрочем, как сообщил «Эксперту Online» заместитель начальника отдела новостей «Банко» Дмитрий Ермаков, сейчас ситуация с «Куда.Ру» улажена – хозяева агентства расплатились с пострадавшими, но проблемы с Diva Travel пока так и не разрешены.

Ермаков не склонен в этих двух случаях винить кризис. По его словам, такие инциденты случались и во времена расцвета туристического рынка. Однако в прошлом году ряд операторов, рассчитывающих в разы увеличить свое присутствие на рынке (прежде всего массовых направлений), взяли огромные кредиты, но просчитались и не справились с объемами. Эти кредиты превратились в пирамиды, которые в дальнейшем и рухнули. По итогам летнего сезона Diva Travel задолжал турецким хотельерам более 200 млн долларов, сообщает отраслевое агентство «Турпром».

После скандала с «Детуром» [1] в конце лета стало известно о кончине туроператора Libra Holidays [2], специализирующегося на кипрских турах, 17 ноября ООО «Туроператор Вояж-люкс» остановил свою деятельность с задолженностью более 8,5 млн рублей. Есть сведения и о других операторах, фактически прекративших свою деятельность или готовящихся это сделать.

«Связывать все это с кризисом пока нельзя, но в дальнейшем кризис усугубит эту ситуацию», – говорит Ермаков. В то же время президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько считает, что мы видим первые жертвы кризиса. «Сейчас высокий зимний сезон, его мы еще переживем, а основные события можно ждать по нарастающей в феврале-марте. Окончательно картина станет понятна к майским праздникам – тогда появится ясность с первой волной жертв кризиса», – говорит Шпилько. Как заявила «Эксперту Online» пресс-секретарь ВАО «Интурист» Юлия Крылова, до начала летнего сезона с туристического рынка уйдут еще многие компании. «Поэтому сейчас потребители должны особенно тщательно подходить к выбору туроператора. Гарантией надежности компании может служить участие государства в ее капитале, принадлежность к мощной устойчивой корпорации, умение и опыт работы с финансовыми институтами», – отметила она.

При этом кризис у туроператоров начался еще летом. «Первый и очень тяжелый удар по рынку выездного туризма пришелся на июль, – отмечает Шпилько. – Колоссальный рост стоимости авиационного керосина вызвал рост стоимости путевок, волну вынужденных доплат, антирекламу туристического рынка в прессе, и добила ситуацию конкурентная борьба на некоторых направлениях (в частности, греческом), спровоцировавшая массовую волну спецпредложений. Кончилось это тем, что многие туроператоры закончили этот сезон в минусе. Выход в ноль считался по итогам сезона неплохим результатом. И тут начался всеобщий кризис. При том что мы оцениваем совокупное падение спроса в районе 30−35%, понятно, что ситуация сложилась очень тяжелая».

Но похоже, что 30% – это очень оптимистичная цифра. Представители российских туроператоров в Египте в конце декабря этого года рассказывали корреспонденту «Эксперта Online», что спрос упал как минимум на 70% (при том что Египет – самый популярный и самый дешевый зимний курорт). При этом рейсы из Хургады в Москву переносились и объединялись, чтобы набрать хотя бы половину самолета в 100 с лишним мест. Посещаемость более экзотических стран снизилась еще больше.

Шпилько рад только тому, что удалось отложить поправки в закон о туристической деятельности, увеличивающих финансовые гарантии туроператоров. «Если бы их приняли, то сейчас огромное количество участников рынка вообще не знали бы что делать. Заплатить к марту такие деньги и тем более в большинстве случаев за гарантии, абсолютно не пропорциональные объему ответственности компаний перед потребителями, было бы просто нереально. Это страшно катализировало бы процесс ухода с рынка, в том числе в сферу нелегальной туристической деятельности», – говорит эксперт.

Сейчас многие финансово неустойчивые туркомпании пытаются войти в более надежные холдинговые компании, такие как «Интурист». «Все предложения мы внимательно изучаем», – говорит Юлия Крылова. В итоге, по самым оптимистичным прогнозам, в результате кризиса с рынка уйдет 10% туроператоров. «Среди них будут и крупные, и небольшие», – считает Шпилько. «Выживут самые сильные компании с диверсифицированным бизнесом, большим запасом финансовой прочности и высококвалифицированным менеджментом, способным просчитывать риски и оценивать перспективы», – добавляет Крылова.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Сэм Уолтон, основатель сети розничной торговли Wal-Mart

Проходит не больше недели или двух, и сотрудники начинают относиться к покупателям точно так же, как сама компания относится к своим сотрудникам.

 

Сделать стартовой