Подвесили на крючок ( журнал Эксперт online, 4 февраля 2009 )
Подвесили на крючок ( журнал Эксперт online, 4 февраля 2009 )
Химическая компания «Уралкалий» (Березники, Пермский край) сегодня объявила о том, что получила акт дополнительного расследования причин аварии, произошедшей на ее Первом руднике (БКПРУ-1) в октябре 2006 года. Прямой ущерб, который ей надлежит возместить, составляет около 3,1 млрд рублей.
Вадим Пономарев, редактор отдела промышленности журнала «Эксперт Волга».
Затопленная шахта
«Уралкалий» сегодня официально подтвердил получение акта правительственной комиссии по повторному расследованию причин аварии на БКПРУ-1, которая была создана в ноябре прошлого года [1] по поручению вице-премьера Игоря Сечина. Напомним, что чрезвычайная ситуация на Первом руднике «Уралкалия» случилась в октябре 2006 года после попадания в шахту грунтовых вод. Спустя два месяца специальная комиссия Ростехнадзора решила, что авария произошла по причинам, не зависящим от «Уралкалия», и была вызвана особенностями геологического строения шахтного поля. Менеджмент компании принял решение затопить рудник, однако год спустя, в июле 2007 года, его постигла еще одна беда – в районе фабрики технической соли образовался провал в грунте глубиной 15 метров и шириной 50−70 метров, повредивший энергетические и железнодорожные коммуникации. В результате этих аварий на участке железной дороги, проходящей вблизи места аварии, было прекращено пассажирское движение и ограничена скорость грузовых составов. На деньги краевого бюджета и РЖД были построены две обходные железнодорожные ветки, а ТГК-9 пришлось перенести часть объектов ТЭЦ -10. Местные власти были вынуждены также переселить часть жителей Березников, на что были затрачены средства из федерального бюджета.
Но к апрелю прошлого года провал приблизился к полотну второй обходной железнодорожной ветки менее чем на 80 метров, поставив под опасность грузоперевозки предприятий, расположенных в этой зоне. Тогда и стал обсуждаться вопрос о строительстве третьей, обходящей рудник ветки протяженностью 2,5 км со сметной стоимостью до 2,5 млрд рублей. Параллельно с этой возникла и другая идея – построить большую железнодорожную магистраль протяженностью 53 км, обходящую все шахтные поля «Уралкалия», стоимостью почти 14 млрд рублей в однопутном варианте (по ценам лета 2008 года). Естественно, вопрос упирался (и упирается до сих пор) в то, на чьи деньги все это строить. Совсем некстати разразился еще и финансовый кризис. Поэтому 29 октября 2008 года заместитель председателя правительства Игорь Сечин принял уникальное решение – создать новую комиссию и провести повторное расследование причин аварии. Чтобы, так сказать, точнее убедиться в том, что «Уралкалий» в этой ситуации невиновен. Или виновен – и тогда потребовать от компании возмещения ущерба.
Виновен
Согласно акту по итогам нового расследования, полученному компанией «Уралкалий», «комиссия пришла к заключению, что причиной аварии является совокупность геологических и технологических факторов». Названные в документе факторы в целом совпадают с материалами акта первого расследования причин аварии, в частности, подтверждается, что причиной происшествия стала природная аномалия. Однако при этом новая «комиссия отмечает, что аномальное строение водозащитной толщи на аварийном участке могло быть выявлено ранее, в том числе в период наибольших деформаций дневной поверхности вблизи аварийного участка, при целевом планомерном ее геологическом изучении недропользователем». В новом акте также указано несколько дополнительных причин технологического характера, в частности «неоставление охранного целика под железной дорогой, ведение закладочных работ с большим запаздыванием и не в полном объеме. Технологическими факторами являются действия недропользователя при отработке солей, закладке камер, мониторинге состояния целиков и дневной поверхности и недостаточные исследования состояния водозащитной толщи на аварийном участке в соответствующие периоды эксплуатации рудника». Если эти слова перевести на русский язык, можно убедиться – новая комиссия считает, что в свое время «Уралкалий» не выделял достаточного количества организационных и материальных ресурсов для предотвращения аварии. И это, пожалуй, самый главный ее вывод, который служит основанием для всех последующих финансовых расчетов – «Уралкалий» виновен.
Порядок платежей
В выводах новой правительственной комиссии пока публично объявлена только одна цифра ущерба – расходы на ликвидацию последствий аварии на момент расследования. К ним относятся расходы бюджетов всех уровней, включая расходы на переселение жителей Березников, а также затраты на строительство обходного шестикилометрового железнодорожного пути. Совокупная сумма всех этих трат, перечисленных в акте, на момент расследования составляет около 3,1 млрд рублей.
Стоит отметить, что с этой цифрой «Уралкалий» никогда не спорил. Более того, его представители еще осенью прошлого года, не дожидаясь вердикта комиссии, были готовы отдать эти деньги [2], в очередной раз подтвердив свое стремление в начале прошлой недели, когда министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края оценило расходы всех уровней бюджетов на устранение последствий аварии на Первом рудоуправлении «Уралкалия» в 2,5 млрд рублей [3]. По данным министерства, за период с 2006 по 2008 год из федерального бюджета на эти цели было выделено 1,8 млрд рублей, из краевого бюджета – 654,9 млн рублей, из местного бюджета – еще 44,5 млн рублей. «Уралкалий» заявил, что готов компенсировать эти деньги и до 5 февраля заключить соглашения с правительством Пермского края и администрацией города Березники, в которых будут учтены требования сторон.
Дальше начинаются блуждания в финансовом тумане. Помимо этих сумм в документах комиссии фигурируют и другие расходы «будущих» периодов, как то: расходы, связанные с переселением граждан; расходы по переносу инженерных коммуникаций, расходы РЖД и других предприятий, расходы бюджетов, потери полезных ископаемых и т. д. По словам представителей «Уралкалия», они пока не получили от комиссии приложения к основному акту, где фигурируют эти цифры. По мнению аналитика ИК «Цэрих кэпитал менеджмент» Олега Душина, возможно, тем самым комиссия дает понять химикам, что к этому вопросу будут подходить гибко. Поэтому вся сумма не называется сразу, чтобы не обременять компанию излишним взысканием.
Но то, что она будет со временем увеличена, ни у кого из отраслевых аналитиков сомнения не вызывает. Так, аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Михаил Сайно считает, что вторым этапом «Уралкалию», скорее всего, придется компенсировать еще около 13,5 млрд рублей затрат РЖД на строительство 53−километровой обходной железнодорожной ветки и издержки «КЭС-холдинга» (в который входит ТГК-9) на перенос энергетических коммуникаций, оцениваемые в сумму 2,3 млрд рублей. «Я полагаю, смета по этим затратам еще не составлена, поэтому данные цифры не вошли в акт», – подчеркнул в интервью «Эксперту Online» Михаил Сайно.
Заранее предупреждая такой поворот дела, «Уралкалий» сегодня осторожно напомнил, что «на сегодняшний день отсутствуют какие-либо судебные решения», обязывающие компанию произвести выплату указанных в акте расходов. Тем не менее компания не исключает возможности предъявления претензий о компенсации расходов, размер которых может превысить 3,1 млрд рублей». Проще говоря, химический гигант готов идти в суд, если поступят соответствующие иски от РЖД и КЭС. Хотя Олег Душин, например, считает, что до этого может и не дойти. «Сами по себе РЖД и КЭС пошли бы в суд. Однако здесь, вероятно, появится политический посредник между ними и „Уралкалием”», – подчеркнул он в интервью «Эксперту Online».
Ягодки на десерт
Понятно, что все эти цифры ничто по сравнению с тем, какую сумму федеральные чиновники могут выставить «Уралкалию» (а такая возможность в выводах комиссии присутствует) за компенсацию запасов хлористых солей по состоянию на 1 января 2007 года, навсегда оставшихся в затопленной шахте БКПРУ-1. Разброс цифр здесь, по разным источникам и методикам, определяется только фантазией пишущего на эти темы – от 10 до 600 млрд рублей. Тем не менее, по мнению Олега Душина, государство в условиях кризиса не будет взыскивать с «Уралкалия» потери по калийным месторождениям. Михаил Сайно настроен на то, что платежи за это будут, но не смертельные. «Не думаю, что штрафы за потерю запасов будут более 80 млрд рублей. Полагаю, государство не заинтересовано в банкротстве предприятия и не станет взыскивать с компании средства, которая та выплатить не в состоянии», – уверен аналитик.
Таким образом, отраслевые аналитики сходятся во мнении, что в ближайшие три года на основании заключения правительственной комиссии, повторно расследовавшей причины аварии на Первом руднике объединения, «Уралкалий» суммарно будет вынужден заплатить от 19 до 40 млрд рублей. В принципе даже с учетом того, что в результате падения спроса на минеральные удобрения мощности «Уралкалия» сейчас загружены только на четверть, эта сумма для химического объединения вполне подъемная. Тем более что ход расследования и порядок обнародования его выводов говорят о том, что федеральные чиновники не имеют желания немедленно навесить на предприятие неподъемную ношу. Но очевидно одно: с этого момента «Уралкалий» попадает в полную зависимость от федерального правительства. По всей видимости, оно действительно не будет выставлять сейчас химическому гиганту счет за утопленные запасы калийных солей и упущенную выгоду. Но это не значит, что оно не будет делать это в принципе – многое будет зависеть от текущей ситуации и поведения самого химического объединения.