American Express возвращается ( газета РБК daily, 17 апреля 2009 )
American Express возвращается ( газета РБК daily, 17 апреля 2009 )
К работе с солидной клиентурой
Перевод Александра Полоцкого
Число американцев, которые из-за безработицы уже не могут обслуживать свои долги по кредитным карточкам, достигло рекордного уровня. Тем более удивительными стали для экспертов показатели, которые презентовал в среду лидер рынка эмитентов кредитных карт American Express. Цифры эти вполне можно рассматривать как сигнал о возможном улучшении ситуации.
Несмотря на то что доля невозвращенных кредитов достигла в марте рекордных размеров (увеличившись в феврале до 8,8%), доля кредитов, срок невозвращения которых составляет более 30 дней, снизилась с 5,3 до 5,1%. Для сравнения: в январе 2006 года среди клиентов American Express доля должников составляла лишь 2%. Биржа восприняла отчет American Express с большим энтузиазмом: стоимость акции концерна выросла примерно на 12%. Стоит отметить, что до сих пор такие крупные конкуренты, как Visa и Mastercard справлялись с финансовым кризисом более успешно, чем American Express, которая даже объявила, что намерена сократить 7 тыс. рабочих мест.
В начале апреля рейтинговое агентство Moody’s выступило с прогнозом, что в конце 2009 года доля невозвращенных кредитов будет выражаться в процентах двузначной цифрой, экономическая ситуация еще более ухудшится, а уровень безработицы достигнет 10%. В связи с этим эксперты не исключают, что доля невозвращенных кредитов составит в первом полугодии 2010 года примерно 10,5%. Причем этот показатель подразумевает только те кредиты, в невозможности возвращения которых концерны полностью уверены. Эмитенты кредитных карт отреагировали на эту тенденцию сокращением сроков предоставления кредитов, а также повышением процентных ставок и сборов.
Раньше American Express традиционно ориентировалась на хорошо обеспеченных клиентов, которые долгосрочными кредитами не интересовались, а рассчитывались по своему карточному долгу по завершении месяца. Однако в последние годы концерн, используя все более агрессивный маркетинг и рекламу, активно боролся за более молодого и менее состоятельного клиента. Теперь же, с наступлением финансового кризиса, American Express начала пожинать горькие плоды смены ориентации. Произошла она в 2003 году, когда в США количество оплаченных кредитными картами покупок впервые превысило число оплат наличными. Заработать на этом захотела и American Express. Для привлечения молодежи компания разработала такие модели, которые позволяли клиентам переносить задолженность по кредитной карте на следующий месяц.
В то время как большинство других эмитентов кредитных карт зарабатывают преимущественно на процентах с должников, бизнес American Express строится преимущественно из расчета на сборы с каждой проплаты, которые ему перечисляют продавцы товара. Предоставляя своим клиентам долгосрочный кредит, концерн надеялся подвигнуть их на максимально частое пользование кредитной картой.
К лету 2007 года объем кредитов по картам American Express увеличился по сравнению с 2002 годом вдвое, достигнув почти 70 млрд долл. Однако уже к концу того же года руководители концерна были вынуждены констатировать, что количество транзакций заметно снизилось. Окончательный провал наступил вместе с началом ипотечного кризиса, так как наибольшее количество клиентов American Express имела в прибрежных штатах, например во Флориде и Калифорнии, где рынок ипотеки пострадал особенно сильно.
Сегодня топ-менеджмент концерна решил вернуться к прежней, проверенной стратегии и прилагает усилия, для того чтобы избавиться от ненадежных клиентов, которым American Express даже предложила премию 300 долл., если они вернут долг и закроют свой счет по кредитной карте.